Земляки-Герои Советского Союза

04.05.2020

Герой Советского Союза Бедренко Николай Васильевич.

04.05.2020


«Должен и сын героем стать, если отец герой»

Эту истину запомнил будущий Герой Советского Союза Николай Васильевич Бедренко. Родился он 9 сентября 1923 года в деревне Казанка Зианчуринского района. С 1932 по 1940 год учился в Касмарской школе. Отец - Василий Бедренко пять лет провел на фронте Гражданской войны, защищая Советскую власть. Мало внимания семье, по словам матери, он уделял и с начала 30-х годов. Создавались колхозы, а одним из организаторов их был участник Гражданской войны Василий Бедренко. Он часто ездил из Казанки в райцентр, хлопотал там об организации колхоза в родной деревне. А на упреки жены говорил, что его отца царские власти казнили за то, что он хотел крестьянам лучшей доли. Радовался Василий Бедренко, что наконец-то появился колхоз, организационно и экономически развивается. А тут началась Великая Отечественная война. Ушел старший Бедренко на фронт, защищал от фашистов Москву. В начале декабря 1941 года он сообщал родным: "Извините, что пишу очень коротко. Готовимся к большому "сабантую". Если долго не будет от меня вестей, не огорчайтесь. После напишу обо всем подробно. Однако война есть война, может случиться всякое. И если произойдет со мной что-то серьезное,то ты, Николай, будь готов заменить отца. Сын солдата, сам становись солдатом и беспощадно мсти врагу... Но я надеюсь, что все будет в порядке..."Это был последний наказ сыну. Вскоре пришло сообщение, что в боях за столицу нашей Родины - Москву - Василий Бедренко погиб смертью храбрых. Наказ отца Николай помнил. До поры до времени он работал в колхозе, всячески поддерживал мать. Но подходило время призыва в Красную Армию, и он задолго до этого решил идти на фронт. По словам родственников, мать, узнаво решении сына, сказала:

- Вас, Бедренковых, разве уломаешь. Вся порода, как кремень... Езжай, сынок! Только береги себя.

С марта 1942 года сапер Николай Бедренко воюет на Северо-Западном, Западном, Степном, II Украинском, Дальневосточном и II Дальневосточном фронтах. Конечно, было бы логично рассказать о том, как гвардии ефрейтор Николай Бедренко выполнял наказ отца, мстил за него фашистам. Но все было обыденно, работал солдат, как и все. Ходил в атаки, в разведку, освобождал от врага населенные пункты. Подвигов не совершал, но о наказе отца помнил. Мы упомянули - на каких фронтах воевал джигит из Зианчуринского района. Бил он фашистов под Сталинградом, форсировал Днепр, освобождал Молдавию, Румынию. Фронтовые дороги довели Бедренко и до Венгрии. Это было в начале октября 1944 года. Это было время, когда Николай Васильевич смог осуществить свою мечту: встать рядом с героем битвы под Москвой, своим отцом. Все вначале проходило в обычном режиме. Немцы отступили на заранее подготовленные позиции за рекой Тисой. Решили остановить наступление наших войск. Командованию советских войск план фашистов стал понятен. Поэтому после тщательной подготовки было решено форсировать реку Тису. Обычно на переднем крае, там, где трудно, оказывался Николай Васильевич Бедренко, русский солдат из Башкирии. 5 ноября 1944 года готовилось форсирование дивизией реки Тиса, в Венгрии. Как пишет фронтовой журналист Зайни Рафиков, перед этим группу воинов пригласил к себе начальник разведки полка. Среди них был и Николай Бедренко.

- Вам поручается ответственное дело, - обратился он к бойцам. - До рассвета следующего дня нужно выявить систему вражеских укреплений и уточнить силы, расположенные в них. Потом начальник разведки ознакомил группу с районом будущей вылазки, напомнил о боевой технике, которая будет поддерживать их действия. В назначенный час группа приступила к выполнению боевого задания. Воины быстро спустили на воду заранее приготовленные лодки и поплыли к вражескому берегу. Поначалу все шло хорошо. Ночь была темная. Гребли без всплесков. И казалось, что немцы не замечают разведчиков. Но как только прошли середину реки, враг внезапно накрыл лодки плотным автоматно-пулеметным огнем. То тут, то там послышались стоны. Николай Бедренко и старший сержант Лытин остались в своей лодке одни. Остальные были убиты. Да и в остальных лодках мало кто уцелел. Положение спасло то, что наши пришли на помощь разведчикам. Орудия быстро подавили огневые точки противника, расположенные близко к реке. Благодаря этому оставшимся лодкам удалось-таки добраться до берега. Взобравшись на скалистый выступ, Бедренко и Лытин приступили к выполнению задания. Они определили местонахождение укреплений фашистов, составили картину о людских силах и вооружении противника. Пора было возвращаться обратно, но вблизи застрочил вражеский пулемет. Бедренко решил уничтожить огневую точку: ведь у него за отца с немцами особый счет. Поддержал его и старший сержант Лытин. Сказано-сделано. Замолчал пулемет, успокоились навечно фашисты. Вскоре бойцы оказались на берегу реки у лодки. Переправа была сложной. Осколки от снарядов и мин прошили лодку насквозь. Оставшееся расстояние до берега преодолевали вплавь. Переправились. Доложили начальнику разведки о выполнении задания. Вручили командиру карту с нанесенными на ней огневыми точками противника. Добавили еще и важные документы убитых фашистских пулеметчиков. За смелые и инициативные действия в разведке гвардии ефрейтору Бедренко и его товарищу присвоили звания Героев Советского Союза. Как и положено, был составлен наградной документ. Текст его любопытно привести, чтобы сопоставить описываемые действия с заметками Зайни Рафикова. Ведь журналисты иногда приукрашивают. Но почти все совпадает. В документе сказано"Сапер седьмого отдельного гвардейского воздушно-десантного батальона (1-я гвардейская воздушно-десантная дивизия, 53-я армия, II Украинский фронт) гвардии ефрейтор Николай Васильевич Бедренко отличился при форсировании реки Тиса в районе города Тисаселлеш (Венгрия).

В ночь с 4 на 5 ноября 1944 года Н.В. Бедренко переправлял группу дивизионных разведчиков на западный берег реки Тисы. Когда лодка достигла середины реки, их встретил шквал пулеметного огня. Н.В. Бедренко, маневрируя под огнем, подгреб к берегу и, высадившись вместе с

разведчиками, принял участие в бою, в результате которого гитлеровцы были

выбиты из траншей, на 600 метров по фронту, это дало возможность переправить личный состав полка, закрепиться на занятом плацдарме и расширить его. При перевозке бойцов третьего стрелкового полка, лодка была опрокинута взрывом мины, Н.В. Бедренко вплавь дотянул ее до берега, вылил воду и, несмотря на то, что весь вымок в ледяной воде, продолжал перевозить бойцов и боеприпасы, сделав за ночь 30 рейсов.

Звание Героя Советского Союза Н.В. Бедренко присвоено 28 апреля 1945 года".Хочу такой сайт

Великая Отечественная война закончилась. Герою Советского Союза Николаю Васильевичу Бедренко посчастливилось участвовать в Параде Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года. Но война для него не закончилась. После Парада Бедренко был переброшен на Дальний Восток и участвовал в разгроме Квантунской армии милитаристической Японии.   После войны он обосновался на казахстанской земле. Известно, что с 1948 года Н.В. Бедренко работал на машинно-тракторной станции Илийского района Алма-Атинской области. В 1963-1983 годах трудился в пожарной части города Талгара. Трудился по - геройски. Недаром после его смерти 5 июля 1985 года в казахском городе появилась улица, названная именем Героя из Башкортостана Николая Васильевича Бедренко.

            

Герой Советского Союза Григорий Иванович Филатов

04.05.2020



Старший лейтенант Г. И. Филатов совершил 128 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 11 и в группе 3 самолёта противника. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, медалями.

Родился 17 ноября 1918 года в деревне Ново-касмартский, ныне Зианчуринского района, Башкирия, в семье крестьянина. Окончил 5 классов в 1935 году, затем уехал в Нижний Тагил Свердловской области и поступил в школу ФЗУ, посещал аэроклуб. Работал на вагоностроительном заводе. С 1937 года в Красной Армии. В 1939 году окончил Пермскую военную авиационную школу пилотов.

С июня 1941 года в действующей армии. Сражался на Ленинградском, Волховском и Западном фронтах. С августа 1941 года по май 1943 года служил в 283-м ИАП, летал на И-16 и Як-7. С мая по июль 1943 года - в 146-м ИАП (позднее - 115-й ГвИАП ), летал на Як-7. С июня 1944 года по Май 1945 года - в Управлении 7-й ГвИАД, летал на Як-9 и Як-3. К 23 Июля 1943 года помощник командира 146-го истребительного авиационного полка по воздушно - стрелковой службе (7-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус, 1-я Воздушная армия, Западный фронт) старший лейтенант Г. И. Филатов совершил 128 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 11 и в группе 3 самолёта противника.    31 Июля 1943 года в воздушном бою был тяжело ранен и до сентября 1943 года находился в партизанском отряде в районе Смоленска.

 2 сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1944 году окончил Высшие курсы усовершенствования офицерского состава и возвратился на фронт. Всего выполнил 136 боевых вылетов, сбил 18 вражеских самолётов. В 1946 году Гвардии капитан Г. И. Филатов уволился в запас по болезни. Живя в Москве, работал в одном из НИИ. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, медалями.

Детство и юность Григория Ивановича Филатова прошли в маленькой деревушке, что в Башкирии. 16-летним пареньком уехал он в большой город с намерением принять участие в строительстве металлургического завода, где уже работал его старший брат. То было время первых пятилеток, и повсюду вздымались леса новостроек. Но вместо строителей его определили в ФЗУ, готовившее кадры для предприятий города. Для деревенского паренька сначала всё было необычным: и городская жизнь, и обстановка, да и сама учёба в ФЗУ. Это учитывали преподаватели общеобразовательных дисциплин и мастера производственного обучения. Умело направляя учебный процесс и воспитательную работу, они старались возбудить у каждого ученика интерес и любовь к своей специальности, донести до их глубокого сознания, что без прочного знания основ науки нельзя стать высококвалифицированным рабочим. И потому Григорий Филатов начал учёбу старательно и с большим интересом. Он упорно повышал свой общеобразовательный уровень, приобретал практические навыки рабочей профессии. Так бы и осуществилось его желание влиться в рабочий коллектив завода, если бы не увлечение авиацией, проявившееся у него с первых дней учёбы в ФЗУ. А интерес к ней у Григория Филатова возник сначала под воздействием наглядной агитации. Разве можно было оставаться равнодушным, когда с одного из красочных плакатов, встречавших учеников при входе в здание ФЗУ, смотрел на них такой же молодой парень, только в лётной форме, и как бы приглашал сесть с ним в кабину спортивного самолёта и подняться в синее небо! Но главное, что повысило интерес Григория к авиации, так это встреча с лётчиком - инструктором местного аэроклуба, состоявшаяся с учащимися в самом начале учебного года в ФЗУ. Он с большим увлечением рассказал им об авиационном спорте, говорил и о том, что ВЛКСМ является шефом Воздушного Флота нашей страны, и закончил свое выступление призывом крепить оборону нашей Родины. Выступление лётчика - инструктора аэроклуба на всех слушателей произвело неизгладимое впечатление. Оно вызвало у многих глубокий интерес к авиации. Когда же инструктор спросил слушателей о желании заниматься в аэроклубе, одним из первых Григорий Филатов поднялся со своего места и решительно заявил: - «Запишите и меня»! Незаметно пролетели 2 года учёбы. За это время Филатов получил и свою рабочую профессию, и путёвку в небо. А тем временем подошла пора призыва в армию. Для комсомольца Филатова уже не стоял вопрос, где и в каком роде войск ему служить. Его сразу же направили на учёбу в авиационную школу военных лётчиков, где он проявил незаурядные лётные качества. Это и предопределило его дальнейшую службу.

После окончания учёбы Григория направили в Москву. Здесь и застала его Великая Отечественная война. В составе 283-го истребительного авиационного полка Филатов был направлен на Ленинградский фронт, на защиту города на Неве, где и началась его боевая жизнь, полная тревог и волнений. Вражеские войска, стремясь окружить город, ползли к нему по всем дорогам. Большое преимущество противник имел и в авиации. Нашим лётчикам, в том числе и Лейтенанту Филатову, приходилось летать на боевые задания по нескольку раз в день. На своих "Ишачках", как тогда называли в лётной среде истребители И-16, они поднимались на перехват "Юнкерсов" и "Хейнкелей", на штурмовку вражеских войск. В этой неравной и трудной борьбе создавались сложные ситуации. Были и жертвы. Не раз и Филатов возвращался с боевого задания, имея множество пробоин в фюзеляже самолёта, который едва держался в воздухе. Но всё же Григорий, как и другие наши лётчики, проявляя исключительное воинское мастерство и самоотверженность, чаще добивался успехов. В трудных оборонительных боях, когда враг блокировал город, Филатов совершил 116 боевых вылетов, из которых 36 - на штурмовку фашистских войск. После каждого такого вылета противник не досчитывался многих своих солдат и офицеров. На фюзеляже боевой машины Филатова, особенно после того, как он пересел на истребитель Як-7, с каждым боем росло число звёздочек, свидетельствовавших о сбитых им вражеских самолётах. За героизм, мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами, он был награждён орденами Красного Знамени и Отечественной войны 2-й степени, а позже и медалью "За оборону Ленинграда".

В начале мая 1943 года Филатов, только что получивший звание Старшего лейтенанта, прибыл в 146-й авиаполк, входивший в состав 7-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии Западного фронта. Корпус в тот период дислоцировался на севере Орловского выступа. Фронт находился в обороне, но всё войска, в том числе и авиация, настойчиво готовились к предстоящим наступательным боям. И Филатову сразу же пришлось включиться в работу. Он заботился прежде всего о том, чтобы стрелково-пушечное авиационное вооружение было безотказным. Но это лишь одна сторона дела. Главное же, в чем видел Филатов свой долг и обязанности помощника командира полка по воздушно - стрелковой службе, это научить молодых лётчиков умелому использованию оружия в воздушном бою. С этой целью он учил их на земле и в воздухе метко поражать воздушные цели, экономно расходовать боеприпасы, бить противника наверняка. И его старания не были напрасны. В первую же декаду боевых действий на Орловском направлении лётчики полка, получившие отличную стрелковую подготовку и прочные навыки ведения огня, сбили 72 вражеских самолёта. Наступление на Орловском направлении, как известно, началось 12 июля 1943 года, но авиация приступила к боевым действиям значительно раньше. Лётчики - истребители непрерывно вели воздушную разведку, вылетали на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, прикрывали свои части и соединения от налётов вражеской авиации, штурмовали войска и аэродромы противника. Во всех этих заданиях участвовал и Старший лейтенант Филатов, показавший себя отлично подготовленным лётчиком и тактически грамотным авиационным командиром. Он водил в бой группы самолетов и умело управлял их боевыми действиями. Только с 5 по 17 июля 1943 года Старший лейтенант Филатов произвел 12 боевых вылетов, уничтожил лично 2 вражеских самолёта и 1 - в группе. При выполнении каждого боевого задания его всегда отличали высокое боевое мастерство, мужество и отвага. Эти качества он проявил, в частности, 12 июля 1943 года, во время вылета на прикрытие наших наступавших войск. Каждый из участников этой группы чётко представлял свою боевую задачу. Она заключалась в том, чтобы не допустить прорыва вражеских бомбардировщиков к нашим наступавшим войскам. И потому, едва только группа взлетела и устремилась в заданный район, Филатов, как и его ведомые, начали зорко всматриваться в воздушное пространство. В яркий, солнечный день нелегко заметить в безоблачном небе самолёт. Тем не менее Филатов увидел сначала один, затем другой, третий истребитель противника. Всего оказалось 10 "Мессеров". Ведущий сразу же повёл свою машину вверх. Вслед за ним устремились и его боевые друзья. Несмотря на то что у противника было более чем двукратное превосходство, Филатов подал команду: "Атакуем !" И четвёрка Як-7Б устремилась навстречу вражеским самолётам. Расстояние быстро сокращалось, но никто не сошёл с боевого курса. Филатов с первой же атаки метко поразил "Мессер". Завязалась огненная карусель. Вскоре активность врагов заметно ослабела, и они стали выходить из боя. Победа осталась за четвёркой советских лётчиков. На следующий день Филатов снова отличился, сбив противника с первой же атаки. Удачным был его вылет и 16 июля. Прикрывая наши войска, он со своим ведомым в районе Подлесная Слобода уничтожил ещё один вражеский самолёт. Это лишь некоторые эпизоды из боевой биографии Старшего лейтенанта Филатова. Но и они со всей убедительностью свидетельствуют о его высоком боевом мастерстве и самоотверженности в борьбе с врагом. Вот почему 23 июля 1943 года, представляя Филатова к очередной правительственной награде, командование записало в его наградном листе: "За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, и лично сбитые в воздушных боях 5 бомбардировщиков и 6 истребителей противника Г. И. Филатов достоин присвоения звания Героя Советского Союза". 31 июля 1943 года мужественного лётчика постигла неудача. В этот день он с группой истребителей вылетел на боевое задание по прикрытию наших наземных войск. Во время патрулирования появились вражеские истребители. Филатов смело вступил с ними в бой, но вскоре получил тяжёлое ранение. Поврежден был и его самолёт. Неизвестно, как Филатову удалось посадить свою машину далеко за линией фронта. Но при ударе самолёта о землю его выбросило из кабины. Он потерял сознание и очнулся лишь под вечер. Солоноватая влага заполняла рот. Оказался выбитым глаз, была разбита челюсть. Филатов попытался было подняться на раненые ноги, но тщетно. Он снова потерял сознание. В таком состоянии его и нашли фашисты. Они перевезли Филатова в Брянский лагерь. Как только он пришёл в сознание и увидел, где находится, решил: "Надо бежать!" 11 августа немцы стали поспешно загонять людей в старые товарные вагоны, эвакуировать лагерь. "Это единственный шанс бежать", - подумал Филатов и, когда поезд тронулся, поделился своими мыслями с товарищами по несчастью. Они единодушно поддержали его предложение. Но как осуществить побег, когда на крыше вагона сидит часовой, а запор на двери скручен железной проволокой? Одни предлагали оторвать доску в полу вагона и падать на полотно железной дороги между колёсными парами, другие - проделать щель в стене и попробовать снять проволоку с запора двери. Но все эти варианты, как опасные и трудновыполнимые, были отвергнуты. Тогда решено было расширить отверстие в углу вагона, чтобы обеспечить выход на сцепку вагонов. Нелегко было одним только ножом, чудом сохранившимся у Филатова, проделывать лаз, через который смог бы пролезть человек. И когда поезд был уже на подходе к Смоленску, Филатов, а вслед за ним и остальные 27 человек воспользовались подготовленным лазом и на полном ходу поезда оставили вагон. Трое суток раненый и голодный Филатов вместе с двумя товарищами бродил по смоленским лесам и болотам, пока не вышел на наших людей. Они накормили их, перевязали Филатову раны и помогли связаться с партизанами. Месяц Филатов находился в партизанском отряде и участвовал в его боевых действиях: громил мелкие вражеские гарнизоны, нападал на обозы, устраивал диверсии на дорогах. А когда фронт приблизился, было решено перейти его линию всем отрядом и влиться в ряды советских воинов, продолжать борьбу с оккупантами. Соблюдая все предосторожности, в один из дней только что наступившей осени отряд вышел на боевое охранение нашей воинской части. – «Стой! Кто идёт?» - раздался голос солдата. – «Браток, веди нас в штаб, там разберутся, кто мы,» - с радостью ответили партизаны. А потом, пока шла проверка, выяснялись обстоятельства, как попал в плен, как удалось бежать, где находился более месяца, Филатов узнал, что указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 Сентября 1943 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. О его возвращении из "числа погибших", значившихся в списках части, было сообщено командованию. Филатов снова оказался среди боевых друзей своего полка, ставшего к тому времени 115-м Гвардейским. Лётчику - истребителю, оставшемуся с одним глазом, казалось, что дорога в небо для него закрыта. Но у командира авиационного корпуса А. С. Благовещенского на этот счёт было особое мнение. Зная характер и лётные качества Филатова, он решительно заявил ему: - «Летать ты будешь!» Лётчик с таким недугом, как у Филатова, в истребительной авиации - явление исключительное. Старший лейтенант совершил поистине подвиг. Он преодолел все трудности и встал в строй боевых авиаторов, летал на различные задания, успешно выполняя свои обязанности помощника командира полка по воздушно - стрелковой службе. В 1944 году ему присвоили звание Гвардии капитана. Он был назначен на должность помощника командира 7-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии. Войну Герой Советского Союза Г. И. Филатов закончил в небе под Прагой. На его боевом счету к тому времени значилось 136 боевых вылетов и 18 сбитых самолётов противника (13 лично и 5 в группе). В 1946 году Григорий Иванович уволился из рядов Советской Армии по болезни. Но с авиацией не порывал связи. Много лет проработал он на авиационных заводах и в КБ известных советских конструкторов самолётов. Умер 23 марта 2000 года.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».