Рабочая программа по родной литературе 8 класс

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа д. Идельбаково муниципального района Зианчуринский район Республики
Башкортостан
«Рассмотрено и принято»
«Согласовано»
Руководитель ШМО
Заместитель директора по УВР
_________ /Н.Г.Хусаинова/
________ /М.Г. Бикбулатова/
Протокол №__от«__ »_______ 2023г. «__ » ____________ 2023г.

«Утверждаю»
Директор
_____________/С.П.Закирова/
Приказ № ___
от «__ »__________ 2023 г.

02 - 11
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Родная (русская ) литература»
для обучающихся 8 класса
Составитель: Чихинбаева К.Б.
учитель русского языка и литературы

д.Идельбаково.

Программа:
Примерная программа основного общего образования по родной литературе (русской). 5-9 классы (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию Протокол от 17 сентября 2020 года № 3/20).
«Просвещение».
Учебник:
Александрова О.М. Аристова М.А. Беляева Н.В. Добротина И.Н. Критарова Ж.Н. Мухаметшина Р.Ф. Русская родная
литература. 8 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. «Просвещение», 2022.
Интернет-ресурсы:
1. http://school-collection.edu.ru
2. http://gramota.ru
3. http://www.1september.ru
4. http://www.ruscorpora.ru
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Русской родной литературе» для 8 класса составлена на основе следующих документов:
• Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» с учётом изменений, внесённых Приказом
Минпросвещения от 31.07.2020 №304 (в редакции от 02.07.2021).
• «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная указом Президента
Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666.
• Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации».
• Областной закон «Об образовании в Ростовской области» от 14.11.2013 №26-ЗС (в редакции от 05.12.2018).
• Приказ Минпросвещения от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования» (распространяется на правоотношения до 1 сентября 2021 года).
• Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года).
• Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. N 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" (в редакции Приказа
Минпросвещения от 23.12.2020 № 766).

•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•

Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от
31.12.2015 № 1577, приказа Минпросвещения России от 11.12.2020 № 712).
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим
объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015, протокол №1/15 (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020).
Примерная программа воспитания в соответствии с ФГОС общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи".
Постановление Главного государственного санитарного врача России от 30.06.2020 № 16 « Об утверждении санитарно-эпидемиологических
правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных
организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной
инфекции (COVID-19)" (действует до 01.01.2022).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
«Концепция преподавания родных языков народов Российской Федерации», утверждённая на коллегии Минпросвещения России 1
октября 2019 года.
Основная образовательная программа основного общего образования, утверждённая приказом директора от 31.08.2021 № 460 .
Учебный план МАОУ «Лицей № 11» на 2021-2022 учебный год, утверждённый приказом директора от 31.08.2021 № 460.
Положение о рабочей программе МАОУ «Лицей № 11», утверждённое приказом директора от 26.07.2021 № 395.
Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий, утверждённое приказом директора от 26.03.2020 №180.

Программно-методическое обеспечение
Программа:
Примерная программа основного общего образования по родной литературе (русской). 5-9 классы (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию Протокол от 17 сентября 2020 года № 3/20). «Просвещение».
Реализуется УМК:
Александрова О.М. Аристова М.А. Беляева Н.В. Добротина И.Н. Критарова Ж.Н. Мухаметшина Р.Ф. Русская родная литература. 8 класс.
Учебное пособие для общеобразовательных организаций. «Просвещение», 2022.

Роль предмета в Учебном плане.
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения эстетически
ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской
литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к
гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература
должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как
общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов
Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального общения.
Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с
предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников,
развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций.
Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской
литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет
«Родная (русская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому
учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса
литературы, входящего в предметную область «Русский язык и литература».
Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его
задача – расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями
фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и
культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой курса.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта к предметным результатам освоения
основной образовательной программы по учебному предмету «Родная литература» курс родной русской литературы направлен на
формирование представлений о родной литературе как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа
познания жизни, а также на развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие этнокультурные
традиции.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей:
• воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы, и
обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством
патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;
• формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю
историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его
культурному наследию;
• осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и
ответственности за сохранение русской культуры;

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и
самореализации личности в многонациональном российском государстве.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:
приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России,
диалога культур всех народов Российской Федерации;
осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных,
эстетических ценностей;
выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии
национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской
литературе;
получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других
народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных
высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских
предпочтений произведений родной русской литературы;
формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя
в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из
различных источников, включая Интернет, и др.

В основу курса родной русской литературы заложена мысль о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов,
единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению,
русская литература устанавливает тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной
традиции в сознании школьников.
Технологии и методики обучения:
1. Технология развивающего деятельностного обучения.
2. Технологии смыслового чтения.
3. Технология развития критического мышления.
4. Информационные технологии.
5. Метод проектов.
6. Здоровьесберегающие технологии.

В условиях временной реализации образовательных программ основного общего образования с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий в режиме самоизоляции детей руководствоваться Положением об организации образовательного
процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В процессе осуществления реализации применяются следующие формы обучения:
• непосредственное взаимодействие с обучающимися в режиме видеоконференции – смешанное обучение с использованием сервиса
Google meet, с сохранением объема учебного материала, выносимого на текущий контроль (в том числе автоматизированный) и
промежуточную аттестацию, а также сроков и формы текущего контроля, промежуточной аттестации.
• опосредованное взаимодействие с обучающимися с использованием ЭО и ДОТ с сохранением объема заданий для самостоятельного
изучения, сроки консультаций, объем учебного материала, выносимого на текущий контроль (в том числе автоматизированный) и
промежуточную аттестацию, сроки и формы текущего контроля, промежуточной аттестации.
В 8 классе в рамках организации контроля за реализацией программы используются следующие виды письменных работ: контрольная
работа (3), проект (2)
Учебная программа рассчитана на 35 часов (из расчёта 1 час в неделю).
Рабочая программа по курсу «Родная литература (русская)» в 8 «Д» классе составлена в соответствии с Учебным планом, календарным
учебным графиком и расписанием учебных занятий на 2021-2022 учебный год и реализуется за 34 часа.
Сокращается 1 час за счёт объединения тем «Б. Л. Васильев. «Завтра была война»» (2/1ч).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения учебного курса «Родная литература»
Личностные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны
отражать:
• осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной;
понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
• способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
уважительное отношение к труду;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности
эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;
• способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности,
активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
• неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.
Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны
отражать сформированность универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
Познавательные УУД:

•

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД

•
•
•

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.

•
•

•
•
•
•
•
•
•

Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:
понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое пространство своего народа; осознание
коммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений родной русской
литературы;
проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице культуры русского народа, ответственности за
сохранение национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и
культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации и мира;
понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры произведений русских писателей, в
том числе современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы;
осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных смыслов, проявляющихся в русском культурном
пространстве и на основе многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России и всего человечества;
понимание их сходства и различий с русскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературные художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях родной русской литературы, и создание
собственных текстов, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и проектной учебной
деятельности, в речевом самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;

•

•
•
•
•

•
•
•
•
•
•

накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений родной русской литературы, определения и
обоснования своих читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и
себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» 8 класс
развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о легендарных героях земли русской для
развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания
культурных и нравственных смыслов в произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке Волге;
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные
традиции в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;
развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о войне; о русском человеке как хранителе национального
сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии;
развитие умений давать смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и литературного текста самостоятельно и
воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развернутые историкокультурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный
вопрос; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать
произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее
результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации.
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и
теоретико-литературных понятий

Выразительное чтение.
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Различные виды пересказа.
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и
сущности конфликта.
• Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания
произведения.
• Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
• Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Программы всех школьных предметов
ориентированы на данный вид деятельности. Проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике.
И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура
умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю более творчески подходить к разработке своих
уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным.
Инструментом достижения планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов являются универсальные учебные
действия. Эффективным методом системно-деятельностного подхода является проектная деятельность.
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное
планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы. Проект – временная целенаправленная деятельность на получение
уникального результата .
Цель проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках новых ФГОС: формирование универсальных учебных действий.
Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности является средством формирования
универсальных учебных действий, которые в свою очередь:
• обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения,
• ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения,
• уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
• создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками.
Умение учиться
• обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
• обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков;
• формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
• повышение мотивации учащихся при решении задач;
• развитие творческих способностей;
• смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
• формирование чувства ответственности;
• создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся .
Основной принцип работы в условиях проектной деятельности – опережающее самостоятельное ознакомление школьников с учебным
материалом и коллективное обсуждение на уроках полученных результатов, которые оформляются в виде определений и теорем. В этом
случае урок полностью утрачивает свои традиционные основания и становится новой формой общения учителя и учащихся в плане
производства нового для учеников знания.

Типы заданий, предлагаемых ученикам в ходе проекта:
• практические задания (измерения, черчения с помощью чертежных инструментов, разрезания, сгибания, рисования и др.)
• практические задачи – задачи прикладного характера;
• проблемные вопросы, ориентированные на формирование умений выдвигать гипотезы, объяснять факты, обосновывать выводы;
• теоретические задания на поиск и конспектирование информации, ее анализ, обобщение и т.п.;
• задачи - совокупность заданий на использование общих для них теоретических сведений.
Основные этапы организации проектной деятельности учащихся .
1. Подготовка к выполнению проекта (формирование групп, выдача заданий. Выбор темы и целей проекта; определение количества
участников проекта). Учащиеся обсуждают тему с учителем, получают при необходимости дополнительную информацию,
устанавливают цели: учитель знакомит учащихся с сутью проектной деятельности, мотивирует учащихся, помогает в постановке
целей.
2. Планирование работы (распределение обязанностей, определение времени индивидуальной работы). Определение источников
информации; планирование способов сбора и анализа информации; планирование итогового продукта (формы представления
результата): выпуск газеты, устный отчет с демонстрацией материалов и других; установление критериев оценки результатов;
распределение обязанностей среди членов команды: учащиеся вырабатывают план действий; учитель предлагает идеи, высказывает
предположения, определяет сроки работы.
3. Исследование: учащиеся осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации; экспериментируют, находят пути решения
возникающих проблем, открывают новые для себя знания, учитель корректирует ход выполнения работы.
4. Обобщение результатов: учащиеся обобщают полученную информацию, формулируют выводы и оформляют материал для групповой
презентации.
5. Презентация (отчет каждой группы или ученика осуществляется по окончании проекта).
6. Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов: каждый ученик оценивает ход и результат собственной
деятельности в группе, каждая рабочая группа оценивает деятельность своих участников; учитель оценивает деятельность каждого
ученика, подводит итоги проведенной учащимися работы, отмечает успехи каждого.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 класс
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин
• С. Н. Марков. «Сусанин».
• О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…»
• П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа).
Города земли русской
По Золотому кольцу
• Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…»
• М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…»
• И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль».
• В. А. Степанов. «Золотое кольцо».
Родные просторы
Волга – русская река
• «Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня).
• Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»).
• В. С. Высоцкий. «Песня о Волге».
• В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Троица
• И. А. Бунин. «Троица».
• С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…»
• Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…»
• И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».
Тепло родного дома
Родство душ
• Ф. А. Абрамов. «Валенки».

• Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести).
• А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
Дети на войне
• Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).
Загадки русской души
Сеятель твой и хранитель
• И. С. Тургенев. «Сфинкс».
• Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».
• О ваших ровесниках
Пора взросления
• Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы).
• Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)
Лишь слову жизнь дана.
Язык поэзии
• Дон Аминадо. «Наука стихосложения».
• И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет
Межпредметные связи
Основная функция межпредметных связей в учебном познании заключена в обнаружении единства в многообразии процессов и
явлений, изучаемых разными учебными предметами. Они расширяют область познания, выделяя связи между элементами знаний из разных
учебных дисциплин в качестве специальных объектов усвоения.
Осуществление межпредметных связей способствует приобщению школьников к системному методу мышления, формированию
системы научных знаний, умений и мировоззрения учащихся, развитию умений учащихся обобщать знания по разным предметам, в
единичном видеть общее и с позиций общего оценивать единичное.
Вооружая школьников широкими познаниями мира и человека, литература вступает во взаимодействие с русским языком, историей,
обществознанием, изобразительным искусством, музыкой… Художественное произведение должно рассматриваться на уроке литературы в
многообразии связей, существующих между отдельными видами искусства.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Целевые приоритеты воспитания
Целевой приоритет на уровне ООО: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде
всего, ценностных отношений:
1. к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
2. к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального
самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
3. к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая
завещана ему предками и которую нужно оберегать;
4. к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны
человека;
5. к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживанию отношений с коллегами по работе в
будущем и созданию благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
6. к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного
учебного труда;
7. к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают
ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
8. к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
9. к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо
выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать
чувства одиночества;
10. к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное
будущее.

№№

Название темы, раздела, модуля, блока

Преданья старины глубокой
Города земли русской
Родные просторы

1.
2.
3.

Праздники русского мира
Тепло родного дома.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
Всего

Не до ордена была бы Родина
Загадки русской души
О ваших ровесниках
Лишь слову жизнь дана

Количество
часов
(1 час в
неделю)

Формируемые социально значимые и ценностные отношения (№)

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
3
3,4,7,9
2
3,4,7,9
7
3,4,7,9
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
4
1,3,5,7,9
7
1,3,5,7,9
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
2
3,5,7,9,10
4
3,5,7,9,10
4
3,5,7,9,10
1
3,5,7,9,10
34 часа
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс

№№

Раздел, тема урока

Дата
План.

1.
2.
3.
4.

Легендарный герой земли русской Иван Сусанин:
С. Н. Марков. «Сусанин»
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин:
О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…»
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин:
П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа)
По Золотому кольцу:

1
2
3
4

Факт.

Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…»
М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…»
5.

6.

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

По Золотому кольцу:
И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль»
В. А. Степанов. «Золотое кольцо»
Волга – русская река:
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня).
Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»)
Волга – русская река:
В. С. Высоцкий. «Песня о Волге»
Волга – русская река:
В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент)
ДРК Родные просторы
А.В.Кольцов «По-над Доном сад цветет»
ДРК Родные просторы
К.Ф.Рылеев. Дума «Дмитрий Донской»
ДРК Родные просторы
Н.Кукольник «К Дону»
КР по итогам изучения Раздела 1
Троица: И. А. Бунин. «Троица»
Троица: С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…»
Троица: Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…»
Троица: И. А. Новиков. «Троицкая кукушка»
Родство душ:
Ф.Д.Крюков «Счастье», «Казачка»
Родство душ:
К.Г.Паустовский «Порт в траве»
Родство душ:
Ф. А. Абрамов. «Валенки»
Родство душ:
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести)
Родство душ:
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести)

5

6

7
8
9
10
11
12

13
14

15
16
17
18
19
20
21

22. Родство душ:
А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни»
23. КР по итогам изучения Раздела 2
24. Дети на войне:
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы)
25. Дети на войне:
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы)
26. Сеятель твой и хранитель:
И. С. Тургенев. «Сфинкс»
27. Сеятель твой и хранитель:
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей»
28. ДРК Загадки русской души
А.В.Калинин «Эхо войны»
29. ДРК Загадки русской души
Е.А. Долматовский, Н.К.Дортзо, А.И.Недогонов. Русский национальный характер в
стихотворениях донских поэтов о войне
30. Пора взросления:
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы)
31. Пора взросления:Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)
32. Пора взросления:
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)
33. КР по итогам изучения Раздела 3
34. Язык поэзии:
Дон Аминадо. «Наука стихосложения»
И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет»
Итоговый урок

Всего 34 часа

22
23

24
25
26
27
28
29

30
31
32

33
34

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На
уроках литературы проверяются:
• знание полученных сведений об истории и теории литературы, а также знание и понимание художественных произведениях;
• аналитические навыки;
• речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять
собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять знания в конкретных
случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
«5»
Ученик
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение литературоведческих понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не
только по учебнику, но и самостоятельные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
«4»
Ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет,
и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
«3»
Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировках;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
«2»

Ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировках,
искажающие смысл высказывания, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке
ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
«1»
Ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ, но также и за сумму ответов, данных учеником на протяжении
урока (выводится поурочный балл).

Оценка сочинений
Сочинения – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
• умение раскрывать тему;
• умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
• соблюдение языковых норм и правил правописания.
Сочинение оценивается одной или двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т. е. за
соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.
Одна оценка ставится, если работа проверяет знания только по литературе. В такой работе грамматические ошибки исправляются, но не
учитываются, за исключением недопустимо безграмотной работы.
Контрольные работы в форме сочинений оцениваются двумя отметками. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается
оценкой по литературе, а вторая выставляется как оценка за русский язык.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
• соответствие работы ученика теме и основной мысли;
• полнота раскрытия темы;
• правильность фактического материала;
• последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
• разнообразие словаря и грамматического строя речи;
• стилевое единство и выразительность речи;
• число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Грамотность (орфографические-пунктуационные-грамматические: 0-0-0)
«5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием
используемых синтаксических конструкций,
точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается:
1 недочёт в содержании и— 1-2 речевых недочёта
Допускается:
1–0–0
или 0 – 1 – 0
или 0 – 0 – 1
«4»
1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается:
2 недочета в содержании—3-4 речевых недочетов
Допускается:
2–2–0
или 1 – 3 – 0
или 0 – 4 – 2
«3»
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается:

4 недочета в содержании—5 речевых недочетов
Допускается:
4–4–0
или 3 – 5 – 0
или 0 – 7 – 4
в 6 классе: 5 – 4 – 4
«2»
1. Работа не соответствует теме.
2.Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного
словоупотребления.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи
неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено:
6 недочетов в содержании — до7 речевых недочетов
Допускаются:
7–7–0
или 6 – 8 – 0
или 5 – 9 – 0
или 8 – 6 – 0
а также 7 грамматических ошибок
«1»
В работе допущено:
7 недочетов в содержании — 8 речевых недочетов
имеется более
7–7–7
Оценка тестовых работ.
Тест (или любая работа, в которой оценивают % выполнения):
85% от максимальной суммы баллов – «5»
70-85 % - «4»
50-70 % - «3»
0-49 % - «2»

Оценка проектной деятельности учащихся (ПДУ)
№
п/п
1
2

Аспект оценки

Объект оценивания

Продукт (материализованный
результат ПДУ)
Процесс (работа по
выполнению проекта)

Изделие, спектакль, стенд и т.д.

3

Оформление проекта

4

Защита проекта

Критерии оценки

Защита проекта, пояснительная записка
Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки,
макеты и т.д.)
Пояснительная записка
Видеоряд
Процесс защиты проекта
Поведение учащегося-докладчика
Показатели

1. Оценка продукта проектной деятельности учащегося
1.1. Новизна.
Оригинальность.
Уникальность

Своеобразие, необычность.
Проявление индивидуальности исполнителя

1.2. Оптимальность

Наилучшее сочетание размеров и других параметров, эстетичности и функциональности
Соответствие формы и содержания, учет принципов гармонии,
целостности, соразмерности и т.д.

1.3. Эстетичность

2. Оценка процесса проектной деятельности учащегося
Критерии оценки

Показатели

2.1. Актуальность

Современность тематики проекта, востребованность проектируемого результата

2.2. Проблемность

Наличие и характер проблемы в замысле

2.3. Соответствие объемам
учебного времени
2.4. Содержательность

Качественное выполнение проекта в определенные сроки

2.5. Завершенность
2.6. Наличие творческого
компонента в процессе
проектирования
2.7. Коммуникативность (в
групповом проекте)
2.8. Самостоятельность

Информативность, смысловая емкость проекта.
Глубина проработки темы
Законченность работы, доведение до логического окончания
Вариативность первоначальных идей, их оригинальность; нестандартные исполнительские решения и т.д.
Высокая степень организованности группы, распределение ролей, отношения ответственной зависимости и т. д.
Степень самостоятельности учащихся определяется с помощью
устных вопросов к докладчику, вопросов к учителю1 —
руководителю ПДУ, на основании анкеты самооценки учителя

3. Оценка оформления проекта
Критерии оценки

Показатели

3.1. Соответствие стандартам Наличие титульного листа, оглавления, нумерации страниц,
оформления
введения, заключения, словаря терминов, библиографии
3.2. Системность

Единство, целостность, соподчинение отдельных частей текста,
взаимозависимость, взаимодополнение текста и видеоряда

3.3. Лаконичность

Простота и ясность изложения

3.4. Аналитичность

Отражение в тексте причинно-следственных связей, наличие
рассуждений и выводов

3.5. Дизайн

Композиционная целостность текста, продуманная система
выделения.
Художественно-графическое качество эскизов, схем, рисунков

3.6. Наглядность

Видеоряд: графики, схемы, макеты и т.п., четкость, доступность
для восприятия с учетом расстояния до зрителей

Критерии оценки

4. Оценка защиты (презентации) проекта
Показатели

4.1. Качество доклада

Системность, композиционная целостность
Полнота представления процесса, подходов к решению
проблемы
Краткость, четкость, ясность формулировок

4.2. Ответы на вопросы

Понимание сущности вопроса и адекватность ответов Полнота,
содержательность, но при этом краткость ответов
Аргументированность, убедительность

4.3. Личностные проявления Уверенность, владение собой
докладчика
Настойчивость в отстаивании своей точки зрения
Культура речи, поведения
Удержание внимания аудитории
Импровизационность, находчивость
Эмоциональная окрашенность речи
Оценочный балл (за каждый показатель)
• если показатель критерия проявились в объекте оценивания в полной мере - 1 балл;
• при частичном присутствии - 0.5 балла;
• если отсутствуют - 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 20 баллов.

Критерии и показатели оценивания исследовательской деятельности обучающегося

Показатель

Критерий 1
1.1
1.2
1.3

Показатель

Показатель

Показатель

Критерий 2
2.1
2.1.1
2.1.2
2.1.3
2.2
2.2.1
2.2.2
2.2.3
2.3
2.3.1
2.3.2
2.3.3
2.3.4

П
о
к
а
з
а
т
е
л
ь

Критерий 3
3.1

Уровень актуальности темы исследования
Баллы
Актуальность темы исследования не доказана
0
Приведены недостаточно убедительные доказательства
1-2
актуальности темы исследования
Приведены достаточно убедительные доказательства
3-4
актуальности темы исследования
Качество содержания исследования
Соответствие содержания исследования его теме
Содержание исследования не соответствует заявленной
0
теме
Содержание исследования не в полной мере соответствует
1-2
заявленной теме
Содержание исследования в полной мере соответствует
3-4
заявленной теме
Логичность изложения материала
Материал изложен не логично, не структурирован,
0
хаотичен
Недостаточно соблюдается логичность изложения
1-2
материала
Материал изложен в строгой логической
3-4
последовательности
Количество и разнообразие источников информации
Отсутствие списка источников информации
0
Использованы однотипные источники информации
1
Использовано незначительное количество источников
2
информации
Использовано значительное количество разнообразных
3-4
источников информации
Качество оформления исследовательского материала
Соответствие оформления принятым требованиям

3.1.1 Материал оформлен с грубыми нарушениями требований
3.1.2 Допущены незначительные нарушения требований
3.1.3 Материал оформлен точно в соответствии с требованиями
Максимальное количество баллов

0
1-2
3-4
20

Перевод баллов в оценку
85% от максимальной суммы баллов, 20-17 баллов – «5»
70-85 %, 16-14 баллов – «4»
50-70 %, 13-10 баллов – «3»
0-49 % - «2»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».