Программа развития муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школад.Идельбаково на 2016– 2020 годы Принята на заседании педагогического совета школы Протокол № 2 от 02.11.2015 г. Паспорт программы развития МОБУ СОШ д.Идельбаково Наименовани е Программы Разработчики Программы Исполнители Программы Научнометодические основы Программа развития муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа д.Идельбаково на 2016-2020 годы «Организация образовательного пространства МОБУ СОШ д.Идельбаково в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации». Педагогический коллектив и администрация школы. Администрация, педагогический коллектив школы, ученический коллектив, родительский комитет, социальные партнеры школы. • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ; • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373; • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897; • Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295) • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы от 29 декабря 2014 г. разработки № 2765-р Программы • Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года; • Конвенция о правах ребёнка; • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях /Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 / Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189; • Федеральный закон «Об образовании в Республике Башкортостан » • Устав ОУ; • Локальные акты школы 1 этап: анкетирование педагогов, родителей, учащихся, Основные обсуждение на совете. этапы 2 этап: обсуждение на школьных МО, МС, родительском обсуждения и комитете, ученическом совете. принятия 3 этап: педагогический совет «Разработка Концепции и Программы Программы развития школы». 4 этап: принятие программы педагогическим советом. Кем принята Педагогический совет школы, протокол № 2 от 06.11.2015 г. Организация всех компонентов образовательной системы Цель школы в соответствие с требованиями Федерального Закона Программы «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС и с учетом потребностей социума. Задачи 1.Обновление системы управления школой в соответствии с Программы Ожидаемые результаты тенденциями развития управленческой науки и требованиями Федерального закона № 273-ФЗ. 2.Оптимизация системы профессионального и личностного роста педагогических работников как необходимое условие современных образовательных отношений. 3.Обновление организации, содержания и технологий образовательного процесса в направлении обеспечения оптимальных условий формирования духовно-нравственной, социально адаптированной и профессионально ориентированной личности гражданина Российской Федерации. 4.Обеспечение информационной открытости образовательного пространства школы в целях привлечения партнеров социума для обновления инфраструктуры и содержания образовательного процесса. В системе управления: - в школе будет действовать обновленная система управления, разработанная с учетом современного законодательства и тенденций развития управленческой системы; - нормативно-правовая и научно-методическая база школы будет соответствовать требованиям ФЗ-273, ФГОС и современным направлениям развития педагогической науки; - система мониторинга станет неотъемлемой основой управления развитием школы; - будет отмечаться рост привлеченных средств в соответствии с расширением образовательных услуг школы. В обновлении инфраструктуры: - инфраструктура и организация образовательного процесса школы будет максимально возможно соответствовать требованиям ФЗ-273, СанПиНов и другим нормативноправовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса; - все учебные кабинеты будут максимально возможно оснащены в соответствии с требованиями ФГОС общего образования; - не менее 80 % учебных кабинетов будет иметь доступ к локальной сети школы и к Интернет-ресурсам; В совершенствовании профессионального мастерства педагогического коллектива: - 100 % педагогов и руководителей школы пройдет повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку по современному содержанию образования Срок действия Этапы реализации Программы (в том числе ФГОС соответствующих уровней образования) и инновационным технологиям; - не менее 50 % педагогов будет работать по инновационным образовательным технологиям; - не менее 25 % педагогов будут иметь опыт предъявления собственного опыта на профессиональных мероприятиях (на семинарах, научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах, в методических, психологопедагогических изданиях, в том числе электронных и т.д.). В организации образовательного процесса: - не менее 5-10 % школьников будет обучаться по индивидуальным учебным планам и программам по выбору в соответствии с личностными склонностями и интересами, в том числе с использованием дистанционных форм и ресурсов образовательных сетей; - 60 % школьников будет получать образование с использованием информационно-коммуникационных технологий; - не менее 80 % школьников будет обучаться в системе внутришкольного дополнительного образования (кружки, спортивные секции); - 60 % учащихся основной и старшей школы будет включено в исследовательскую и проектную деятельность; - в школе будет работать программа поддержки талантливых детей (по различным направлениям интеллектуального, творческого, физического развития); - не менее 60 % родителей (законных представителей) будет включено в различные формы активного взаимодействия со школой (через участие в решении текущих проблем, участие в общешкольных мероприятиях и т. д.). Сроки Программы: 2016 – 2020 годы. Первый этап (2015 – 2016 учебный год) – аналитикопроектировочный: Проблемно-ориентированный анализ результатов реализации предыдущей Программы развития (2011-2015 гг); - Реализация Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (N 273-ФЗ) и ФГОС общего образования (всех уровней) с целью определения основных направлений обновления образовательной системы школы; - Разработка направлений приведения образовательной системы школы в соответствие с ФЗ № 273-ФЗ и определение системы мониторинга реализации настоящей Программы. Структура Программы Ресурсное обеспечение реализации Программы Порядок управления реализацией Программы Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы Второй этап (2016 - 2020 учебные годы) – реализующий: - Разработка системы мониторинга реализации настоящей Программы; - Реализация мероприятий плана действий Программы; - Реализация ФГОС ООО и внедрение ФГОС СОО. - Реализация образовательных и воспитательных проектов. - Научно-методическое и нормативно-правовое сопровождение реализации Программы развития; - Осуществление системы мониторинга реализации Программы, текущий анализ промежуточных результатов. Третий этап (июнь – декабрь 2020) – аналитикообобщающий: - Итоговая диагностика реализации основных программных мероприятий; - Анализ итоговых результатов мониторинга реализации Программы; - Обобщение позитивного опыта осуществления программных мероприятий; - Определение целей, задач и направлений стратегии дальнейшего развития школы. 1. Информационная справка о школе 2. Концепция развития школы 3. План реализации Программы 4. Ожидаемые результаты Обучение педагогов на курсах ПК и Интернет-образования; Приобретение учебной и методической литературы, учебных пособий; Приобретение ученической мебели, в том числе шкафов; Оснащение кабинетов. Корректировка программы осуществляется педагогическим советом; советом школы. Управление реализацией программы осуществляется директором. Обсуждение и подведение промежуточных итогов на административном и педагогическом совете, совете школы, общешкольных родительских собраниях. 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ. Полное наименование образовательного учреждения Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя в соответствии с Уставом общеобразовательная школа д.Идельбаково муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан Год открытия 1965г. Местонахождение образовательного учреждения (адрес, телефон, E-mail) 453393, РБ, Зианчуринский район, с. Арсеново, ул. Школьная, 31 Телефон: 8 (34785) 2-32-66 e-mail: idelbak@zianroo.ru сайт: http://zianidelbakovo.ru Учредитель Администрация муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан Адрес: РБ, Зианчуринский район, с. Исянгулово, ул. Советская, 3. Телефон 8 (34785) 2-26-46 Руководитель образовательного учреждения Абдуллина Светлана Гайнулловна Социальный паспорт школы 2015-2016 № 1 Наименование Количество учащихся в% Количество учащихся в школе 240 100 % -мальчиков 113 % -девочек 127 % 2 Социальные статус семьи -многодетные 15 % -малообеспеченные 5 % Дети: под опекой 4 % малообеспеченные 67 % многодетные 67 % инвалиды 3 % 3 4 5 Жилищно-бытовые условия отдельная квартира % съемное жилье % Социально- психологические условия семьи -неблагополучные семьи 10 % -дети из неблагополучных семей 15 % Состоят на учёте: -КДН и ЗП 0 % -ВШУ 4 % 6 Состояние здоровья обучающихся, физгруппы: -основная 216 % - подготовительная 20 % -специальная 0 % -освобождены 4 % Организация образовательного процесса: Контингент учащихся по уровням: Всего – 17 классов 240 учащихся: мальчики –113, девочки – 127. 1 уровень –6 классов, 51 чел, 2 уровень – 5 классов, 52 чел., 3 уровень – 2 класса, 10 чел. Режим работы: 1 смена, 1 классы- пятидневка, 2-11 классы - шестидневка, начало занятий в 09.00, продолжительность урока – 45 мин, для 1 класса в первом полугодии — 35 мин.; во 2 полугодии — 40мин.; 1-4 классы обучаются по ФГОС НОО, 5-6 классы по ФГОС ООО. Кадровые ресурсы: Школа укомплектована кадрами полностью (100%). Проблемно-ориентированный анализ результатов реализации предыдущей Программы развития (2011-2015 гг). Показатели Всего педагогов кол-во 16 % 100 Высшая кв. категория - - I кв. категория 8 50 Высшее образование 12 75 Средне- специальное образование 4 25 Звания Почетный работник общего образования РФ Отличник образования РБ Почетная грамота Министерства образования РБ Почетная грамота Администрации МР Зианчуринский район Почетная грамота Министерства по туризму и спорту РБ кол-во 1 % 6 1 6 2 12 3 18 1 6 Содержание образовательного процесса: Обучение в школе осуществляется на основе образовательных программ, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации, разработанным на основе государственных образовательных стандартов. Типы программ, реализуемых школой: На I уровне обучения (1-4 классы) образовательный процесс строится на основе базисного учебного плана начального общего образования для общеобразовательных учреждений РБ, в которых обучение ведется на русском языке в соответствии с ФГОС по УМК «Перспективная начальная школа». На II уровне обучения (5-9 классы) образовательный процесс строится на основе примерного учебного плана образовательных организаций Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в которых обучение ведется на русском языке (5-6 классы) и базисного учебного плана образовательных учреждений Республики Башкортостан (7-9 классы). На III уровне обучения (10-11 классы) образовательный процесс строится на основе примерного учебного плана для универсального обучения (непрофильное обучение). Учителями школы широко используются ведущие педагогические технологии: - личностно-ориентированные; - исследовательские; - информационно компьютерные; - проблемные; - проектные; - интегрированные; − широкое распространение получила организация исследовательской и проектной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время. Материально-техническая база: Наименование Кабинеты Спортивный зал Столовая Медицинский кабинет Кабинет информатики и ИКТ / рабочих мест с компьютерами Кабинет директора Учительская Библиотека Компьютеры Ноутбуки Мультимедийные проекторы Музыкальный центр Телевизор DVD Интерактивные доски Экраны Подключение к сети Интернет Наличие электронной почты Количество 14 1 40 посадочных мест, оборудована хорошей мебелью, технологическим оборудованием, имеет площадь м2 1 1/11 1 1 1, основной фонд-8198 экз., учебников-13134 экз. 11 20 8 1 1 1 3 2 Есть Есть Наличие собственного сайта Есть − Создана благоприятная обстановка внутри учреждения, побуждающая к обновлению образовательного процесса, инновационной деятельности. Традициями школы являются: − открытость образовательного и воспитательного процессов; − уважение к личности ученика и педагога; − стремление педагогического коллектива оказывать поддержку всем участникам образовательного процесса; − организация непрерывного образования учащихся; − признание любых позитивных изменений в процессе и результатах деятельности в качестве достижения ученика; − сохранение и передача педагогического опыта; − ориентация на использование передовых педагогических технологий в сочетании с эффективными традиционными методами; − активное включение выпускников школы в образовательный Урочная и внеурочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы: − воспитать творческую личность, подготовленную к жизни; − сформировать у учащихся мировоззренческие позиции толерантности, доброты, культуры; − сформировать и воспитать в учащихся такие традиционные отечественные ценности, как сострадание, милосердие, − гражданское самосознание, любовь к Родине; − сформировать у учащихся бережное отношение к природе. − создать условия, обеспечивающие преемственность на всех ступенях обучения. К числу «сильных» сторон ОО следует отнести: − Достаточно высокую теоретическую подготовку педагогов; − Благоприятный психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах; − Высокий уровень общеобразовательной подготовки выпускников школы; − Высокую эффективность воспитательной и спортивно – массовой работы. Результативность работы школы: Положительные результаты итоговой аттестации в течение пяти последних лет Уровень обучения 2011 г. % выпускн иков 2012 г. % выпуск ников 2013 г. % выпускни ков 2014 г. % выпускнико в 2015 г. % выпускников I уровень II уровень III уровень В целом по ОО 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 Доля выпускников, закончивших образовательные уровни на «4» и «5» Уровни образования Общеобразовательные классы 2011г. % выпускников 2012г. % выпускников 2013г. % выпускников 2014 г. % выпуск ников 2015 г. % выпускников I уровень II уровень III уровень В целом по ОО Результаты участия обучающихся школы в муниципальных и республиканских олимпиадах: Районные предметные олимпиады (участники) Количество победителей/ призёров Предметы 2011-2012 2012-2013 Учебный год учебный год муниципальный уровень 49 49 2/7 2/5 обществознание – 1м; (участие на республиканско й олимпиаде); право – 3м; 3м; 3м; география 3м; башкирский язык – 3м; история и культура Башкортостана – 2м; физическая культура- 3м; обществознание – 1м; право - 1м; башкирский язык-2м, 3м, 3м физическая культура - 3м; литература – 3м 2013-2014 учебный год 2014-2015 учебный год 32 43 1/5 0/2 биология -1м, обществознание – 3м математика -3м физическая культура - 3м; ОБЖ – 2м, 3м математика -3м физическая культура - 3м; Результаты участия обучающихся школы в республиканских и всероссийских конкурсах № Название мероприятия Кол-во Кол-во Кол-во Кол-во участников 2011 1 2 3 1 2 Межрегиональный конкурс «Ступени» (г. Уфа) Зональная научно-практическая конференция «Шаг в науку» (г.Салават) МАН (г.Уфа) Республиканский конкурс «Дорогами Отечества» (г.Уфа) Поездка на Кремлевскую елку (г. Москва) победителей призеров 1 1 1 1 1 2012 лауреатов 1 1 1 1 1 2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 Межрегиональный конкурс «Ступени» (г. Уфа) «Горжусь тобой, родной Башкортостан!» (г.Мелеуз) «Проект День экологии сознания» «Зеленая планета» Всероссийская олимпиада по русскому языку ОЛИМПУС Международный конкурс-игра "Русский медвежонок" Физико-математическая играконкурс «Волшебный сундучок» Международный сетевой конкурс на лучшее исполнение песни на английском языке "Time to sing" Международный сетевой конкурс электронных «валентинок» "Happy Valentine's Day " Всероссийская предметная олимпиада «Центра поддержки талантливых и одаренных детей» Зональная научно-практическая конференция «Шаг в науку» (г.Салават) «Крит» (г. Уфа) «Сулпылар» (г.Стерлитамак) Конкурс авиамоделистов (г.Стерлитамак) 2 8 2 10 2 15 2 10 2 15 25 25 1 1 1 1 4 4 2014 23 1 3 2 1 4 5 17 2 1 1 1 4 2015 1 Всероссийская предметная олимпиада «Центра поддержки талантливых и одаренных детей» 20 20 2 Всероссийский ЭКО - урок 18 школа 3 Республиканский этап эстафеты «Наследники Победы» 18 1 школа Количество обучающихся, окончивших образовательную организацию с медалью Медали 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г. Количество Количество Количество Количество выпускников выпускников выпускников выпускников -9 -7 -6 золотая серебряная Всего 2 2 1 1 2 2 Количество выпускников -11 1 1 1 1 Количество обучающихся, окончивших 9 класс с аттестатом особого образца 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г. Количество выпускников-20 4 Количество выпускников-25 1 Количество выпускников-24 3 Количество выпускников-24 1 Количество выпускников-11 3 Итоги успеваемости по уровням образования Уровень образования I II III Итого 2011-2012 учебный год У, % 100 100 100 100 К, % 74 52 34 53,3 2012-2013 учебный год У, % 100 100 100 100 К, % 76 52 32 53,3 2013-2014 учебный год У, % 100 100 100 100 К, % 62 48 72 61 2014-2015 учебный год У, % 100 100 100 100 Таким образом, в целом информационная справка показывает, что МОБУ СОШ Идельбаково в целом успешно реализует цели и задачи образовательной деятельности. Результаты образовательного процесса отражают компетентность системы управления школой, профессионализм педагогического коллектива, достаточный уровень ресурсной оснащенности. Определенные проблемы, выявляющиеся из статистической информации, актуализируют необходимость инновационных преобразований различных компонентов образовательного процесса, образовательных отношений, ресурсного обеспечения и взаимодействия школы с социумом. 2. Концепция развития школы К, % 69 53 78 67 Аналитическое и прогностическое обоснование Программы «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России», – отмечается в «Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России». Данное утверждение отражает позицию педагогического коллектива МОБУ СОШ д.Идельбаково. Проблемно-ориентированный анализ деятельности школы в процессе реализации Программы развития 2011-2015 гг. и ежегодный педагогический анализ образовательного процесса школы (материалы заседаний Педагогического совета за 2011-2015 гг.) позволяют выявить важные результаты деятельности, соответствующие современным тенденциям развития образования. В течение 2011-2015 года педагогический коллектив работал над реализацией концепции личностно-ориентированного образования с использованием современных образовательных технологий. Основным средством реализации предназначения образовательной организации является усвоение обучающимися обязательного минимума содержания образовательных программ, формирования у них базовых ключевых компетентностей. Приоритетными направлениями Программы были: − Обновление образовательных стандартов. − Система поддержки талантливых детей. − Развитие учительского потенциала. − Совершенствование школьной инфраструктуры. − Улучшение состояния здоровья школьников. − Расширение самостоятельности школы. Результатом реализации Программы развития школы на 20112015 гг. стала возможность обеспечения реальной вариативности, дифференциации и гуманизации образовательного процесса – перехода к структурированию учебного процесса в соответствии с требованиями к образованию и потребностями социума: начальная школа реализует программу «Перспективная начальная школа». основная школа направлена на расширение круга образовательных услуг за счет вариативной части: кружков, НОУ, групповых занятий с одаренными детьми, внеурочной деятельности, предпрофильной подготовки. средняя школа осуществляет переход от изучения предметов по выбору к универсально-профильному обучению; организуются элективные курсы. Учебный план для учащихся X, XI классов сформирован с учётом интересов школьников, пожеланий родителей, возможностей педагогического коллектива, обеспечивает выбор элективных курсов, позволяет школьникам заниматься исследовательской деятельностью, реализовывать образовательные проекты. Несмотря на то, что понятие системно-деятельностного подхода как обязательного компонента образовательной системы школы введено Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.), педагогический коллектив МОБУ СОШ д. Идельбаково пришел к необходимости его освоения, реализуя Программу развития 2011-2015 гг. Системно-деятельный подход, положенный в основу организации образовательного и инновационного процессов в школе, содействовал: − раскрытию в каждом школьнике творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя; − побуждению к деятельностному началу, пронизывающему все уровни образования и все формы работы с детьми, построению образовательного процесса в форме творческого диалога как для учителя, так и для ученика. Этому способствовали сформированные в результате реализации Программы развития 2011-2015 следующие условия: − создан индивидуальный облик школы, жизнедеятельность которой опирается на принципы объединения всего коллектива и постепенного включения его в увлеченную работу; − отношения учителей и учащихся строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества; − позицию учителя в учебном процессе определяет отказ от авторитаризма, принуждения и принижения личности ученика, ориентация на педагогические технологии, методы и техники работы учителя природосообразной, личностно-ориентированной, здоровьесберегающей направленности. Особый акцент в деятельности школы ставится на организацию воспитательной работы, которая строится на основе Программы воспитательной деятельности. Программа воспитания выстраивается с ориентацией на «портрет выпускника» как гражданина-патриота, культурную, гуманистическую, свободную и творческую личность. Реализация поставленной цели связана с решением следующих задач: − формирование нравственного, здорового микроклимата в детском сообществе для появления школьниками толерантных взаимоотношений, развитие коммуникативной культуры, нравственных качеств личности; − развитие стремления к здоровому и безопасному образу жизни: занятию спортом, организацией личного досуга; − создание условий для развития творческого потенциала каждого ребенка в условиях гуманистического воспитания. Содержание воспитательного процесса направлено на: - интеграцию воспитательного и образовательного пространства школы через деятельность системы дополнительного образования - творческих клубов, кружков, спортивных секций; деятельности органов ученического самоуправления; - создание условий для развития творческой, интеллектуальной, нравственной личности, патриота и гражданина; - реализацию воспитательных программ района, региона, активизацию взаимодействия педагогического коллектива и родительской общественности; - повышение методического и профессионального уровня классных руководителей. На протяжении многих лет организация дополнительного образования обучающихся была одним из приоритетных направлений педагогического коллектива. Система дополнительного образования строится с учетом интересов и склонностей ребенка, его потребностей и самостоятельного выбора. Разнообразные творческие объединения по интересам дают возможность учащимся организовать досуг, выбрать для себя интересный круг общения и обогатить свой социальный опыт. В школе работают кружки и секции (на бесплатной основе). № 1 2 3 4 5 Наименование кружков Краеведение Музей Волейбол (ю, д) Информатика Занимательный английский Участники 5-10 кл 5-11 кл 7-11 кл 5-7 кл. 5-6 кл. Ответственные Исянчурина Н.Г. Ишмухаметов Р.З. Скопинцева М.А. Рахметова Р.З. Мусакаева Г.М. С переходом на ФГОС начального и основного общего образования организована внеурочная деятельность в 1-6 классах, которая является частью образовательного процесса. Использование возможностей педагогического коллектива позволяет удовлетворить индивидуальные потребности детей и их родителей по следующим направлениям: спортивно оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное в различных формах. Внеурочная деятельность направлена на социализацию личности учащегося, формирование и развитие метапредметных компетенций. Организованный таким образом образовательный процесс способствует подготовке формирующейся личности к жизни в современном мире, обеспечивая формирование таких качеств личности, как: а) мобильность, способность к самостоятельному освоению знаний, возможность развития требуемых умений; б) овладение поисковым, проблемным, исследовательским, продуктивным типами деятельности. Важную роль в обеспечении позитивных результатов Программы развития 2011-2015 гг. сыграл педагогический коллектив, который характеризуется: − мотивацией к продолжению инновационной деятельности; − качественным ростом профессиональной активности педагогов; − системным повышением квалификации через самообразование, КПК, участие в профессиональных объединениях; − активным участием в научно-методической работе. Важную роль в обеспечении права детей на образование, в защите личности школьника от вредных влияний на его физическое, психическое и нравственное здоровье играет работа педагогического коллектива, основными задачами которого являются: − работа с детьми, находящимися в ТЖС; − работа по профилактике вредных привычек; − привлечение к воспитательной работе родителей (законных представителей); − изучение новых технологий в области социальной педагогики и психологии. Результаты реализации Программы развития 2011-2015 гг. позволяют сделать вывод о готовности педагогического коллектива МОБУ СОШ д. Идельбаково к дальнейшей инновационной деятельности по обновлению образовательного пространства в соответствии с веяниями времени, анализом социального заказа, адресованного школе, и требованиями современного законодательства. В то же время проблемно-ориентированный анализ позволил выявить «болевые точки» образовательной системы школы, на которых необходимо сосредоточить внимание руководству и педагогическому коллективу, чтобы и на следующем этапе жизнедеятельности успешно решать все цели и задачи современного образовательного процесса: − нормативно-правовая база не является исчерпывающей для решения современных актуальных проблем участников образовательных отношений в связи с расширением их прав и обязанностей; − профессиональный рост отдельных педагогических работников отстает от новых тенденций развития отечественного образования; − содержание и организация образовательного процесса не в полной мере отвечает новым целям и задачам формирования современного гражданина России; − инфраструктура школы имеет ряд проблем в обеспечении полного соответствия требованиям безопасности и здоровьесбережения (отраженные в СанПиНах и других нормативных документах); − социум не всегда откликается на потребности школы в расширении пространства социализации школьников и взаимной ответственности за результаты образования. Проблемно-ориентированный анализ деятельности школы за предыдущий период, выявление собственного потенциала, анализ Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС, а также ориентация на реализацию актуального современного социального заказа позволяет сформулировать следующие направления совершенствования образовательного пространства МОБУ СОШ с. Арсеново в соответствии с настоящей Программой: − Приведение нормативно-правовой базы школы в соответствие с требованиями ФЗ №273 и ФГОС; − Оптимизация системы профессионального роста педагогических работников в рамках ФГОС; − Дальнейшее развитие содержания и организации образовательного процесса; − Обновление инфраструктуры школы; − Совершенствование системы взаимодействия школы с внешней средой. Признание этих приоритетов составляет объективную основу дальнейшей деятельности образовательной организации в направлении перспективных системных преобразований, что и лежит в основе настоящей Программы развития на 2016-2020 гг. «Организация образовательного пространства МОБУ СОШ с. Арсеново в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС» (далее Программы). Данные направления дальнейшего совершенствования образовательной системы школы заявлены в миссии, цели и задачах настоящей Программы, механизмах ее реализации. Концептуальные положения Программы Главным результатом законодательных инициатив в сфере отечественного образования на современном этапе является создание оптимальных условий для формирования личности, обладающей такими особенностями, как «инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». Поэтому обновление системы образовательной организации в соответствии с современной законодательной базой должно осуществляться в интересах участников образовательных отношений и прежде всего в интересах школьников. Наиболее полно данные целевые установки отражены в «Концепции развития образования РФ до 2020 г.»из которой можно привести некоторые приоритеты: • введение в действие единого механизма государственной (итоговой) аттестации выпускников на всех уровнях системы образования, обеспечивающего прохождение выпускниками итоговой аттестации во внешних независимых аттестационных центрах; • обеспечение возможности каждому ребенку до поступления в первый класс освоить программы дошкольного образования и полноценно общаться на языке обучения; • расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях; • институциональное обеспечение поддержки семейного воспитания детей во всех муниципальных образованиях; • усиление позиций российского образования на мировом рынке образовательных услуг. • предоставление возможностей всем обучающимся старших классов осваивать индивидуальные образовательные программы, в том числе профильное обучение и профессиональную подготовку; • обеспечение возможности каждому учащемуся получать образование в современных условиях; Настоящая Программа как концептуальная и организационноправовая основа системы управления МОБУ СОШ Идельбаково ориентируется на аксиологическую основу образовательной деятельности и формулирует следующую миссию школы: МОБУ СОШ д.Идельбаково – это востребованная образовательная организация − современной системой управления, − высокопрофессиональной педагогической командой, − педагогически насыщенным образовательным процессом, ориентированным на реализацию современных задач общего образования и удовлетворение образовательных запросов учащихся и их семей, − безопасным и комфортным образовательным пространством, предусматривающим охрану и развитие здоровья участников образовательных отношений, − информационной открытостью для взаимодействия с социумом, что в совокупности создает оптимальные условия для формирования духовно-нравственной, социально и профессионально адаптированной личности гражданина Российской Федерации. Настоящая Программа также основывается на «Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России» и определяет систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие всех участников образовательных отношений в решении современных задач образования и в качестве ведущих приоритетов выделяет следующие социальные и педагогические понятия: − базовые национальные ценности — основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях; − духовно-нравственное развитие личности гражданина России — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; − духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия учащимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Преемственность настоящей Программы и Программы развития 2011-2015 гг. заключается в развитии принципов реализации Программных мероприятий: − принцип гуманизации – реальное соблюдение прав учителя и ребенка, закрепленных Федеральным законом «Об образовании в РФ», Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; утверждение непреходящей ценности общекультурного человеческого достояния, внимание к историческим ценностям, их вкладу в развитие науки, культуры, литературы и искусства; − принцип сотрудничества – построение взаимоотношений в школе на основе взаимного уважения и доверия учителей, учеников и родителей в соответствии с принципами ненасильственного общения; − принцип развивающего обучения – отказ от репродуктивных методик и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся; − принцип индивидуализации обучения – всесторонний учет уровня способностей каждого ученика, формирование на этой основе личных траекторий развития учащихся; повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика; − принцип дифференциации – выявление и развитие у учеников склонностей и способностей к работе в различных направлениях изучаемых наук и на различном уровне в зависимости от личных качеств обучающихся; формирование классов, групп с учетом индивидуальных особенностей учащихся, что может отражаться в построении учебного плана; − принцип системности – взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов образовательного пространства; − принцип вариативности – обеспеченность образовательного процесса содержанием и видами деятельности, выходящими за рамки жесткого учебного плана и предоставляющими учащимся возможность выбора (факультативными, специализированные, элективные курсы и т.д.). «Современный национальный воспитательный идеал, отмечается в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Данный тезис, а также рамочные требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, лежит в основе определения «портрета выпускника» каждого уровня образования. «Портрет выпускника начальной школы»: − любящий свой народ, свой край, нашу Родину; − уважающий и принимающий ценности семьи и общества; − любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; − владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; − готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; − доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; − выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. «Портрет выпускника основной школы»: − любит свое Отечество и свой край, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; − осознает и принимает ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; − активно и заинтересованно познает мир, осознает ценность труда, науки и творчества; − умеет учиться, понимает важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способен применять полученные знания на практике; − социально активный, уважает закон и правопорядок, соизмеряет свои поступки с нравственными ценностями, осознает свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; − уважает других людей, умеет вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; − осознанно выполняет правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; − представляет особенности своей личности, адекватно оценивает свои возможности для дальнейшей профильной ориентации, умеет строить жизненные планы и понимает средства их достижения; − ориентируется в мире профессий, понимает значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. «Портрет выпускника средней школы»: − любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; − осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества; − креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; − владеющий основами научных методов познания окружающего мира; − мотивированный на творчество и инновационную деятельность; − готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебноисследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность; − осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством; − уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; − осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни, активно участвующий в защите окружающей среды; − подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества; − мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни. Реализация «портрета выпускника» каждого уровня образования невозможна без соответствия педагога определенному профессиональному стандарту. С учетом «Профессионального стандарта педагога» определен следующий портрет педагога «Портрет педагога МОБУ СОШ д.Идельбаково»: − владеющий современными формами и методами обучения и воспитательной работы, умеющий их профессионально использовать в различных видах деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.); − умеющий устанавливать четкие правила поведения учащихся в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в школе, эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды; − эффективно управляющий учебным коллективом с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность; − профессионально ставящий воспитательные цели и задачи, способствующие развитию учеников, независимо от их способностей, характера, культурных различий, половозрастных и индивидуальных особенностей, определять педагогические пути их достижения; − признающий достоинство каждого ученика, понимая и принимая его; − поддерживающий конструктивные воспитательные усилия родителей (законных представителей) учащихся, привлекающий семью к решению вопросов воспитания ребенка; − конструктивно взаимодействующий с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач; − поддерживающий в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу, демонстрируя образцы толерантности; − умеющий защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях; − поддерживающий уклад, атмосферу и традиции школьной жизни, внося в них свой положительный вклад; − способный адекватно анализировать свою профессиональную деятельность, определять и реализовывать пути ее непрерывного совершенствования. Такой комплексный характер концептуальных подходов к разработке настоящей Программы определяет ее успешность на этапе проектирования, задает ее цели, задачи и механизмы реализации. Стратегия и тактика перевода МОБУ СОШ д.Идельбаково в новое состояние «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства», - отмечено в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Это еще раз подчеркивает, что современное обновление образовательной системы школы должно не просто строиться на основе актуальной нормативно-правовой базы, но и предусматривать решение целей и задач духовно-нравственного развития и воспитания в рамках правового поля. Основой легитимности современного отечественного образования является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который определяет цель и задачи Программы развития на 2016-2020 гг. «Организация образовательного пространства МОБУ СОШ д. Идельбаково в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» , систему мероприятий по их реализации и контролю. Целью настоящей Программы является: Организация всех компонентов образовательной системы школы в соответствие с требованиями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС 2 поколения и с учетом потребностей социума. Для достижения стратегической цели должны быть решены следующие задачи: 1. Обновление системы управления школой в соответствии с тенденциями развития управленческой науки и требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»№ 273-ФЗ. 2. Оптимизация системы профессионального и личностного роста педагогических работников как необходимое условие современных образовательных отношений. 3. Обновление организации, содержания и технологий образовательного процесса в целях создания оптимальных условий для формирования духовно-нравственной, социально адаптированной и профессионально ориентированной личности гражданина Российской Федерации. 4. Обеспечение информационной открытости образовательного пространства школы в целях привлечения партнеров социума для обновления инфраструктуры и содержания образовательного процесса. Каждая из задач Программы носит комплексный характер и предусматривает реализацию следующих направлений развития образовательной системы школы. 1. Решение стратегической задачи «Обновление системы управления школой в соответствии с тенденциями развития управленческой науки и требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ» обеспечивается за счет осуществления программных мероприятий по следующим основным направлениям: − обновление нормативно-правовой документации школы; − совершенствование механизмов управления школой на основе современных нормативно-правовых требований и научнометодических рекомендаций; − разработка и внедрение системы мониторинга результативности реализуемой образовательной системы. 2. Решение стратегической задачи «Оптимизация системы профессионального и личностного роста педагогических работников как необходимое условие современных образовательных отношений» обеспечивается за счет реализации следующих программных мероприятий: − обновление системы непрерывного профессионального образования педагогических кадров в целях оптимальной реализации ФЗ № 273ФЗ и ФГОС начального общего образования ,основного общего образования , среднего общего образования (по этапам); − освоение педагогами современного законодательства в сфере образования, содержания, форм, методов и технологий организации образовательного процесса; − создание современной системы оценки и самооценки профессионального уровня педагогов по результатам образовательного процесса. 3. Решение стратегической задачи «Обновление организации, содержания и технологий образовательного процесса в целях создания оптимальных условий формирования духовно-нравственной, социально адаптированной и профессионально ориентированной личности гражданина Российской Федерации» обеспечивается за счет осуществления программных мероприятий по следующим ведущим направлениям: − разработка и реализация образовательных программ в соответствии с современным содержанием образование и с учетом образовательных потребностей и возможностей учащихся; − реализация Основных образовательных программ начального общего образования , основного общего образования, среднего общего образования направленных на формирование и развитие гражданской позиции, профессиональной и социальной адаптации учащихся; − обновление системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в целях создания благоприятных условий реализации ФГОС 2 поколения. − расширение возможностей дополнительного образования и внеурочной деятельности учащихся в условиях школы; − обновление и реализация действенной системы детского самоуправления. 4. Решение стратегической задачи «Обеспечение информационной открытости образовательного пространства школы в целях привлечения партнеров социума к участию в оптимизации условий реализации Федерального закона № 273-ФЗ» обеспечивается за счет организации программных мероприятий по следующим важнейшим направлениям: − обновление нормативно-правовой базы и механизмов взаимодействия школы с партнерами социума для обновления инфраструктуры и содержания образовательного процесса; − приведение инфраструктуры школы в соответствие с требованиями ФЗ-273, СанПиНов и ФГОС общего образования; − активное взаимодействие школы с социумом и образовательным пространством муниципалитета, Республики Башкортостан, страны для оптимизации условий реализации ФЗ-273. 3. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Направления деятельности Содержание мероприятий Сроки Виды деятельности реализации (годы, учебные годы) Задача 1: Обновление системы управления школой в соответствии с тенденциями развития управленческой науки и требованиями Федерального закона № 273-ФЗ и ФГОС 1.1. Обновление Анализ Федерального Закона 2016 Банк нормативнонормативно«Об образовании в правовых документов, правовой Российской Федерации» от посвященных ФЗ № документации 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ 273-ФЗ. школы на предмет определения Обновленная рамок обновления нормативно-правовая образовательного база школы. пространства школы (работа Материалы внедрения информационнообновленной аналитическая нормативно-правовой Анализ существующей 2016 базы нормативно-правовой базы образовательного пространства школы и определение масштабов ее изменения (информационноаналитическая деятельность руководства, педагогов и привлеченных специалистов); 2016-2017 Обновление нормативноправовой базы школы с учетом требований ФЗ-273 (проектная деятельность руководства, руководителей МО и привлеченных специалистов, использование разнообразных ресурсов школы): Устав школы; Положения; Должностные инструкции; Договоры; Инструкции по организации отдельных видов и форм образовательной деятельности и др. 2016-2020 Апробация, коррекция и дальнейшая реализация обновленной нормативно- 1.2. Совершенствование механизмов управления школой на основе современных нормативноправовых требований и научнометодических рекомендаций 1.3. Разработка и внедрение системы мониторинга результативности обновленной образовательной системы правовой базы школы Определение современных приоритетных технологий управления в соответствии с обновленной нормативноправовой базой и содержанием управляемой системы (проектная деятельность руководства и привлеченных специалистов) Развитие административных, психологических, экономических и других современных методов управления образовательной системой школы (проектная и организационная деятельность руководства, использование разнообразных ресурсов школы и привлеченных финансовых ресурсов); Расширение использования в управлении школой информационнокоммуникативных технологий (проектная и организационная деятельность руководства; закупка и установка дополнительного оборудования, программного обеспечения, оплата деятельности специалистовпрограммистов): школы; Развитие единого электронного банка данных по организации образовательного процесса; Систематическое обновление сайта школы в соответствии с изменяющимися требованиями. Определение критериев системы оценки деятельности школы в условиях реализации ФЗ № 273-ФЗ и современных требований к качеству образования 2016 2016-2017 Созданные условия для реализации современных методов управления образовательной системой. Созданная управленческая информационнотехнологическая среда школы 2016-2020 2016-2020 2016-2020 2016 Описание системы мониторинга результативности обновленной образовательной системы школы. Комплект (информационноинформационноаналитическая и проектная аналитической деятельность руководства, документации по руководителей МО и реализации системы привлеченных специалистов); мониторинга. Определение форм 2016- 2017 информационноаналитической документации по оценке результативности образовательной системы школы (проектная деятельность руководства, руководителей МО, педагогов, использование разнообразных ресурсов школы); Разработка системы 2017-2018 мониторинга деятельности обновленной образовательной системы школы (проектная деятельность руководства, руководителей МО, педагогов, использование разнообразных ресурсов школы); Реализация системы 2016-2020 мониторинга деятельности обновленной управленческой системы (организационная и аналитическая деятельность руководства, педагогического коллектива, использование разнообразных ресурсов школы). Задача 2: Оптимизация системы профессионального и личностного роста педагогических работников как необходимое условие современных образовательных отношений 2.1.Обновление Анализ и определение 2016 Описание системы системы резервов сложившейся в непрерывного непрерывного школе системы повышения профессионального профессионального квалификации, определение образования образования перспективных потребностей педагогических педагогических и потенциальных работников школы с кадров в целях возможностей в повышении учетом требований ФЗ оптимальной квалификации педагогов № 273-ФЗ и ФГОС реализации ФЗ № (информационнообщего образования. 273-ФЗ и ФГОС аналитическая деятельность Методические общего образования руководства, руководителей материалы по (по этапам) МО, педагогов); организации Выявление организаций повышения квалификации педагогов и практикующихся в них современных форм обучения взрослых, использование выявленных возможностей (информационноаналитическая деятельность руководства, руководителей МО и педагогов, расходы на внебюджетные курсы повышения квалификации и командировочные расходы); Обновление внутриучрежденческой системы повышения квалификации педагогов в условиях реализации ФЗ № 273-ФЗ (проектная деятельность руководства, руководителей МО и привлеченных специалистов, использование разнообразных ресурсов школы). Создание условий формирования индивидуальных траекторий профессионального, карьерного и личностного роста педагогов (организационная деятельность руководства, руководителей МО, практическая деятельность педагогов, использование разнообразных ресурсов школы); Включение педагогов (педагогических команд) в современные направления научно-методической и исследовательской деятельности (организационная деятельность руководства, руководителей МО, практическая деятельность педагогов, использование 2016-2017 2016-2017 2017-2018 2016-2020 инновационной научно-методической и исследовательской деятельности. 2.2.Освоение педагогами современного законодательства в сфере образования, содержания, форм, методов и технологий организации образовательного процесса 2.3.Создание современной системы оценки и самооценки профессионального уровня педагогов по результатам образовательного процесса. разнообразных ресурсов школы) Изучение педагогами современного законодательства в сфере образования, в том числе содержания Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (приобретение нормативноправовых документов, информационноаналитическая и организационная деятельность педагогов и руководства, руководителей МО); 2015-2016 Анализ эффективности 2016 существующей в школе системы оценки качества деятельности педагогов (информационноаналитическая деятельность педагогов, сотрудников психолого-педагогической службы и руководства); Определение современных 2015-2016 критериев и параметров оценки и самооценки деятельности педагогов, разработка (адаптация существующих) диагностических материалов (проектная деятельность педагогов, сотрудников психолого-педагогической службы, руководства и руководителей МО); Создание современной 2016-2017 системы мотивации педагогов школы на участие в инновационной деятельности (аналитическая, Компетентность педагогического коллектива в области требований современного законодательства в сфере образования, ФЗ № 273-ФЗ. Банк методических материалов по реализации ФГОС общего образования (по уровням), методических материалов по оценке результатов обучения, контрольных измерительных материалов. Банк современных образовательных технологий. Методические материалы по системе современной оценки и самооценки качества деятельности педагогических работников в условиях реализации инноваций. Портфолио педагогов. проектная и организационная работа руководства, расчет необходимых дополнительных финансовых средств): анализ существующей системы мотивации педагогов; Реализация обновленной 2016-2020 системы оценки и самооценки качества деятельности педагогического коллектива Задача 3: Обновление организации, содержания и технологий образовательного процесса в целях создания оптимальных условий формирования духовно-нравственной, социально адаптированной и профессионально ориентированной личности гражданина Российской Федерации 3.1. Разработка и Выявление образовательных 2016 Банк программ, реализация потребностей учащихся эффективных образовательных школы и запросов социума в дидактических программ в целях определение методов и соответствии с актуальных направлений и образовательных современным содержания образовательных технологий в содержанием программ (аналитическая и соответствии с новым образование и с проектная деятельность содержанием учетом педагогов, сотрудников учебного процесса образовательных психолого-педагогической (программы, учебные потребностей и службы, руководства и планы, методические возможностей привлеченных специалистов); разработки и т.д.). учащихся Использование в 2016-2020 Материалы ежегодной образовательном процессе (в психологорамках всех учебных педагогической предметов) информационно(дидактической) коммуникационных диагностики технологий (проектная и реализации программ. организационная деятельность педагогов, использование разнообразных ресурсов школы, работа с Интернетресурсами); 2016-2020 Создание и реализация для учащихся старших классов основной школы и профильных классов старшей школы оптимальных условий, обеспечивающих возможность выбора индивидуального учебного плана и сетевых форм получения образования 3.2. Реализация Основных образовательных программ начального и основного общего образования, направленных на формирование и развитие гражданской позиции, профессиональной и социальной адаптации учащихся (дополнительное финансирование индивидуальных учебных программ, проектная и организационная деятельность руководителей и педагогов школы, использование разнообразных ресурсов школы); Разработка и реализация программ поддержки талантливых учащихся по различным направлениям интеллектуальной, творческой, социальной и спортивной деятельности Использование в образовательном процессе разнообразных нетрадиционных форм контроля знаний: зачет, защита проектов, защита реферативных и исследовательских работ и др. (проектная, организационная и аналитическая деятельность педагогов, использование разнообразных ресурсов школы, работа с Интернетресурсами). Оптимальное использование всех элементов ООП НОО и ООП ООО в направлении формирования духовнонравственной, социально и профессионально адаптированной личности гражданина Российской Федерации (проектная и организационная деятельность педагогов, классных руководителей и руководства, использование разнообразных ресурсов школы, оплата консультационных услуг и рецензирования специалистам); Реализация программ 2016-2017 2016-2020 2016-2020 2016-2020 Новое содержание организации образовательного процесса. Банк эффективных методов, технологий и форм организации образовательного процесса. Портфолио учащихся. 3.3. Обновление системы психологопедагогического сопровождения образовательного процесса в целях создания благоприятных условий реализации ФГОС общего образования общешкольных мероприятий различного содержания и в разнообразных формах в направлении формирования духовно-нравственной, социально и профессионально адаптированной успешной личности гражданина Российской Федерации Использование в образовательном процессе информационнокоммуникационных технологий Организация помощи учащимся в подготовке портфолио как одно из условий планирования и реализации потенциальных возможностей саморазвития Анализ деятельности психолого-педагогической службы и выявление ее потенциальных возможностей обновления (информационноаналитическая деятельность специалистов службы, руководства и привлеченных специалистов, использование разнообразных ресурсов школы, работа с Интернетресурсами); Обновление программнометодического и диагностического материала деятельности психологопедагогической службы с учетом современных требований (аналитическая и проектная деятельность специалистов службы и руководства школы, использование разнообразных ресурсов школы, работа с Интернетресурсами); Реализация и текущая коррекция обновленной программы деятельности 2016-2020 2016-2020 2016 2015-2016 2015-2016 Комплекты обновленного программнометодического и диагностического материала деятельности психологопедагогической службы с учетом современных требований. Аналитические материалы по результатам ежегодной диагностики образовательного процесса. психолого-педагогической службы для различных категорий участников образовательных отношений (аналитическая и организационная деятельность специалистов службы и руководства, использование разнообразных ресурсов школы, работа с Интернетресурсами); Организация специалистами 2016-2020 службы системы методических семинаров, консультаций, тренингов, индивидуальной практической помощи для всех участников образовательных отношений (организационная деятельность специалистов службы, педагогов и руководства, использование разнообразных ресурсов школы, работа с Интернетресурсами) 3.4. Расширение Анализ существующей в 2016 Описание системы возможностей школе системы дополнительного дополнительного дополнительного образования и образования и образования и внеурочной внеурочной внеурочной деятельности в целях деятельности школы. деятельности выявления резервов ее Материалы учащихся в условиях оптимизации реализации школы Расширение форм и 2016-2020 эффективных форм и направлений направлений дополнительного дополнительного образования и внеурочной образования и деятельности школы в внеурочной соответствии с деятельности потребностями учащихся Портфолио разных возрастов школьников Реализация наиболее 2016-2020 популярных у школьников направлений и форм внутриучрежденческого дополнительного образования и внеурочной деятельности Задача 4: Обеспечение информационной открытости образовательного пространства школы в целях привлечения партнеров социума к участию в оптимизации условий реализации Федерального закона № 273-ФЗ и ФГОС 4.1. Обновление нормативноправовой базы и механизмов взаимодействия школы с партнерами социума для обновления инфраструктуры и содержания образовательного процесса Анализ социума школы на предмет выявления новых потенциальных партнеров для полноценной реализации ФЗ-273 (работа с Интернет-ресурсами, информационноаналитическая деятельность руководства); Анализ Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» совместно с родительской общественностью и определение рамок обновления нормативноправовой документации по взаимодействию школы с потребителями образовательных услуг. Разработка обновленных нормативно-правовых документов взаимодействия школы, потребителями образовательных услуг и социума Всеобуч для родителей по содержанию Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» и обновленной нормативноправовой базы школы в целях обеспечения единых подходов (организационная деятельность педагогов, родительской общественности и руководства, использование ресурсов школы, работа с Интернет-ресурсами). 4.2. Приведение Анализ ресурсной базы инфраструктуры школы и выявление школы в потребностей в ее соответствие с расширении в соответствии требованиями ФЗ № требованиями ФЗ № 273-ФЗ, 273-ФЗ, СанПиНов и СанПиНов и ФГОС общего ФГОС общего образования образования (информационноаналитическая деятельность 2016 2015-2016 2016-2017 База потенциальных партнеров социума для оптимизации условий реализации ФЗ № 273-ФЗ Действующая обновленная нормативно-правовая база взаимодействия участников образовательных отношений, взаимодействию школы и социума.. Компетентность всех потребителей образовательных услуг школы в действующем законодательстве в области образования. 2016-2020 2016 Образовательная среда, соответствующая требованиям требованиями ФЗ № 273-ФЗ, СанПиНов и ФГОС общего образования. Ресурсная база, педагогов и руководства); Анализ уровня комфортности и безопасности условий организации образовательного процесса и выявление потенциальных возможностей обновления (информационноаналитическая деятельность специалистов служб, руководства и привлеченных специалистов, использование ресурсов школы, работа с Интернет-ресурсами); Обновление материальнотехнической базы школы в соответствии требованиями ФЗ № 273-ФЗ, СанПиНов и ФГОС общего образования (организационная работа руководства, приобретение необходимого оборудования): Пополнение учебных кабинетов специальным лабораторным, техническим оборудованием, необходимыми программами и учебно-методическими комплексами для реализации ФГОС общего образования; Обновление спортивной базы школы; Обновление медицинского оборудования школы; Комплектование школьной библиотеки учебной, учебнометодической, научнопопулярной литературой в соответствии с новыми образовательными программами. Формирование научнометодической базы школы в соответствии с современными образовательными программами Обновление деятельности службы безопасности и охраны труда с учетом 2016 2016-2020 2017-2019 2015-2016 2016-2017 2016-2020 2018-2019 2018-2019 соответствующая современному содержанию образования. Работающие механизмы инвестиций в образовательное пространство школы. Созданные комфортные и безопасные социально-бытовые условия образовательного процесса 4.3. Активное взаимодействие школы с социумом и образовательным пространством муниципалитета, региона, страны для оптимизации условий реализации ФЗ-273 современных нормативноправовых требований Совершенствование системы питания учащихся и персонала школы в соответствии с требованиями СанПиНов Обеспечение в школе всех необходимых бытовых условий в соответствии с требованиями Реализация механизмов взаимодействия школы и партнеров социума по обеспечению необходимых условий, реализации современных программ и технологий образования и социализации Презентационная работа школы через сайт, организацию дней открытых дверей, участие в мероприятиях педагогического сообщества и общественности, публикаций, интервью в СМИ Распространение эффективного педагогического опыта работы школы 2019-2020 2016-2020 2016-2020 2016-2020 Материалы взаимодействия школы с образовательными учреждениями муниципалитета, региона, страны и другими партнерами социума. Материалы презентации школы в методических изданиях, в СМИ и др. 2016-2020 4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В системе управления: − в школе будет действовать обновленная система управления, разработанная с учетом современного законодательства и тенденций развития управленческой науки; − нормативно-правовая и научно-методическая база школы будет соответствовать требованиям ФЗ-273, ФГОС и современным направлениям развития психолого-педагогической науки и практики; − система мониторинга станет неотъемлемой основой управления развитием школы; − будет отмечаться рост привлеченных средств в соответствии с расширением образовательных услуг и партнерских отношений школы. В обновлении инфраструктуры: − инфраструктура и организация образовательного процесса школы будет максимально возможно соответствовать требованиям ФЗ-273, СанПиНов и другим нормативно-правовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса; − все учебные кабинеты будут максимально возможно оснащены в соответствии с требованиями ФГОС общего образования; − не менее 80 % учебных кабинетов будет иметь доступ к локальной сети школы и к Интернет-ресурсам; В совершенствовании профессионального мастерства педагогического коллектива: − 100 % педагогов и руководителей школы пройдет повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку по современному содержанию образования (в том числе ФГОС соответствующих ступеней образования) и инновационным технологиям; − не менее 50 % педагогов будет работать по инновационным образовательным технологиям; − не менее 25 % педагогов будут иметь опыт предъявления собственного опыта на профессиональных мероприятиях (на семинарах, научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах, в методических, психолого-педагогических изданиях, в том числе электронных и т.д.). В организации образовательного процесса: − не менее 5-10 % школьников будет обучаться по индивидуальным учебным планам и программам по выбору в соответствии с личностными склонностями и интересами, в том числе с использованием дистантных форм и ресурсов образовательных сетей; − 60% школьников будет получать образование с использованием информационно-коммуникационных технологий; − не менее 80 % школьников будет обучаться в системе внутришкольного дополнительного образования; − 60 % учащихся основной и старшей школы будет включено в исследовательскую и проектную деятельность; − в школе будет работать программа поддержки талантливых детей (по различным направлениям интеллектуального, творческого, физического развития); В расширении партнерских отношений: − не менее 60 % родителей (законных представителей) будет включено в различные формы активного взаимодействия со школой (через участие в решении текущих проблем, участие в общешкольных мероприятиях и т.д.); − не менее 5-10 партнеров социума (учреждений, организаций, физических лиц) будет участниками реализации общеобразовательных и дополнительных программ школы. При реализации Программы развития на 2016-2020 гг. «Организация образовательного пространства МОБУ СОШ д.Идельбаково в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ) и ФГОС» возможно возникновение рисков (угроз), которые могут снизить эффективность спланированных инновационных изменений. Чтобы исключить подобные риски, настоящая Программа обозначает следующую систему мер по их минимизации. − Система мер по минимизации рисков реализации Программы Виды рисков Нормативно-правовые риски Неполнота отдельных нормативно-правовых документов, не предусмотренных на момент разработки и начало внедрения Программы. Неоднозначность толкования отдельных статей ФЗ-273 и нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность и ответственность субъектов образовательного процесса и школе в целом Финансово-экономические риски Нестабильность и недостаточность бюджетного финансирования; Недостаток внебюджетных, спонсорских инвестиций и пожертвований в связи с изменением финансовоэкономического положения партнеров социума. Организационно - управленческие риски Некомпетентное внедрения сторонних структур (организаций, учреждений) и лиц в процессы принятия Пути минимизации рисков Регулярный анализ нормативно-правовой базы школы на предмет ее актуальности, полноты, соответствия решаемым задачам. Систематическая работа руководства школы с педагогическим коллективом, родительской общественностью и партнерами социума по разъяснению содержания ФЗ273 и конкретных нормативноправовых документов Своевременное планирование бюджета школы по реализации программных мероприятий, внесение корректив с учетом реализации новых направлений и программ, а также инфляционных процессов. Систематическая по работа по расширению партнерства, по выявлению дополнительных источников финансирования Разъяснительная работа руководства школы по управленческих решений по обновлению образовательного законодательному пространства школы в образовательный процесс. разграничению полномочий и ответственности, четкая управленческая деятельность в рамках ФЗ-273 (статьи 6-9, 28). Социально-психологические риски (или риски человеческого фактора) Недостаточность профессиональной инициативы и Систематическая работа по компетентности у отдельных педагогов по реализации обновлению углубленных программ и образовательных технологий. внутриучрежденческой системы повышения квалификации. Разработка и использование эффективной системы мотивации включения педагогов в инновационные процессы. Неготовность отдельных педагогов выстраивать Психолого-педагогическое и партнерские отношения с другими субъектами методическое сопровождение образовательного процесса, партнерами социума. педагогов с недостаточной коммуникативной компетентностью Ресурсно-технологические риски Неполнота ресурсной базы для реализации новых Систематический анализ направлений и отдельных программ и мероприятий достаточности ресурсной базы Программы; для реализации всех компонентов Программы. Прекращение плановых поставок необходимого Включение механизма оборудования для реализации программ реализации ФГОС дополнительных закупок общего образования. необходимого оборудования за счет развития партнерских отношений. Участие педагогов и всего образовательного учреждения в международных, федеральных, региональных проектах и в грантовой деятельности для расширения возможностей развития ресурсной базы. Все эти предусмотренные мероприятия по осуществлению, сопровождению и текущей коррекции Программа развития на 2016-2020 гг. «Организация образовательного пространства МОБУ СОШ д.Идельбаково в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ)» являются определенной гарантией ее успешной и полноценной реализации