Рабочая прогамма по родному языку 2 кл

Рабочая программа
по родному (русскому) языку
для обучающихся 2 класса
на 2023 – 2024 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана
для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных
организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение
русского языка как родного языка обучающихся.
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку
основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах
Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования по русскому
языку, заданных соответствующим федеральным государственным
образовательным стандартом.
В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области
«Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную
дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями
функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
Цели программы:
•
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о
русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
осознание национального своеобразия русского языка; формирование
познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а
через него –
к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и
развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении
популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и
языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
•
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных
сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к
речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому
самосовершенствованию;
•
углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и
категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его
нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях
общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского
литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых
единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной
семантикой; о русском речевом этикете;
•
совершенствование умений опознавать, анализировать,
классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи программы:

•
приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с
историей русского народа,
•
формирование преставлений школьников о сходстве и различиях
русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков,
национальных традиций и культур народов России и мира;
•
расширение представлений о русской языковой картине мира, о
национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных
ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию
патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и
уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как
живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и
стабильности как одной из основных характеристик литературного языка.
Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия
в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных
областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и
гуманитарного циклов.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к
предметным результатам освоения основной образовательной программы,
представленной в федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме
34 часа во 2 классе. Количество часов в неделю - 1 час.
Учебно-методическое обеспечение
УМК по учебному предмету «Родной русский язык» в рамках предметной
области «Родной язык и родная литература» являются учебники: «Русский родной
язык» для 1-4 классов (авторы: Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И.,
Казакова Е.И., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю.).
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (15ч)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки,
салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта:
1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват,
ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);
2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи,
похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего
времени;
3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка,
тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с
предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда,
еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских
пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение
фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную

форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами
(тат.).
Проектное задание: «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии (9ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места
ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение
синонимических замен с учётом особенностей текста. Уточнение лексического
значения антонимов.
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками
других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий
смысл, но различную образную форму.
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок,
в которых есть слова с необычным произношением и ударением».
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью
слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста (7ч)
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др.,
сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и
др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в
учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения
тыивы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи.
Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом
уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи:
лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-инструкций. Создание текстов-повествований: заметки о
посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
Резерв учебного времени – 3ч
Планируемые результаты изучения предмета
Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне
начального общего образования должны быть ориентированы на применение
знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и
отражать:
1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:
- осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего
народа;
- осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
- осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского
языка;

- распознавание слов с национально-культурным компонентом значения
(лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между
людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта;
фольклорная лексика);
- понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения
эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного
народного творчества и произведениях детской художественной литературы;
правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;
- понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую
культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта;
уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках
изученного);
- понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений;
правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках
изученного);
- понимание значений устаревших слов с национально-культурным
компонентом (в рамках изученного).
2. Овладение основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими),
приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:
- осознание важности соблюдения норм современного русского литературного
языка для культурного человека;
- соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
- обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма
используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств
на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
- соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм
современного русского литературного языка:
*произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);
*осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
- соблюдение основных лексических норм современного русского
литературного языка:
*выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно
соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
*проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;
*выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
*редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок
или с целью более точной передачи смысла;
- соблюдение основных грамматических норм современного русского
литературного языка:
*употребление отдельных грамматических форм имен существительных:
словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;
*употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа
настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями

отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего
и будущего времени;
*выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок,
связанных с нарушением согласования имени существительного и имени
прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и
сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего
времени);
*редактирование письменного текста с целью исправления грамматических
ошибок;
- соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм
современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном
курсе):
*соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного
текста;
*соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного
текста;
- совершенствование умений пользоваться словарями:
*использование учебных толковых словарей для определения лексического
значения слова, для уточнения нормы формообразования;
*использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей
синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования
текста;
*использование учебного орфоэпического словаря для определения
нормативного произношения слова, вариантов произношения;
*использование учебных словарей для уточнения состава слова;
использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения
слова;
*использование орфографических словарей для определения нормативного
написания слов;
3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм
речевого этикета:
- владение различными приемами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
- владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научнопознавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского
народа;
- чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их
фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч
и т. п.), определение языковых особенностей текстов;
- умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста:
отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные
факты; устанавливать логическую связь между фактами;
- умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста:
устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи
между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы;
приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями

к тексту;
- умения информационной переработки прослушанного или прочитанного
текста: пересказ с изменением лица;
- уместное использование коммуникативных приемов устного общения:
убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
- уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и
завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в
ходе диалога;
- умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ,
ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, минидоклад;
- создание текстов-рассуждений с использованием различных способов
аргументации;
- создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о
путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастерклассах, связанных с народными промыслами);
- создание текста как результата собственного мини-исследования;
оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;
- оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения
точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- редактирование собственных текстов с целью совершенствования их
содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
- соблюдение основных норм русского речевого этикета:
*соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского
речевого этикета;
*различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский)
язык» во 2 классе
Личностными результатами изучения предмета «Родной русский язык»
являются следующие умения:
• осознавать роль языка и речи в жизни людей;
• эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
• обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний
других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка
или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных
произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги
постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное
отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя;
• проговаривать последовательность действий на уроке;

• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом учебника;
• учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемнодиалогическая технология.
Познавательные УУД:
• ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях); в словаре;
• находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его
методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной
грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания:
фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
• договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах
поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
• учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемнодиалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Родной русский язык» является
сформированность следующих умений:
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;
• осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
• понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из
данных; самостоятельно озаглавливать текст;
• выразительно читать и пересказывать текст;
• делить текст на части, озаглавливать части;
• подробно и выборочно пересказывать текст;
• правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение,
различать ударный и безударные слоги;
• делить слова на части для переноса;
• правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное,
сравнивая с образцом;
• писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух
без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
• обращать внимание на особенности употребления слов;
• ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком
или о чём говорится в предложении и что говорится;

• составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
• составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на
заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Критерии оценки письменных и устных ответов обучающихся
Устные ответы
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал,
дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновывать свои суждения,
применить знания на практике, привести необходимые
примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3)
излагает материал последовательно и правильное с точки зрения норм
литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же
требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же
исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении
излагаемого.
Оценка «3»
ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных
положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает
неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и
привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом
оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части
соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в
формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и
неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые
являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим
материалом.
Оценка может ставитьсяне только за единовременный ответ, но и за
рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на
протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались
ответы учащегося, но и осуществлялась
поверка его умения применять знания на практике.
Система оценивания проектной и исследовательской деятельности При
оценивании результатов работы обучающихся над проектом необходимо учесть все
компоненты
проектной деятельности: 1) содержательный компонент; 2)деятельностный
компонент; 3) результативный компонент.
При оценивании содержательного компонента проекта
принимаются во внимание следующие критерии: 1) значимость выдвинутой
проблемы и ее адекватность изучаемой тематике;
2) правильность выбора используемых методов исследования;
3) глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей;
4) доказательность принимаемых решений;

5) наличие аргументации выводов и заключений.
При оценивании деятельностного компонента принимаются во внимание: 1)
степень участия каждого исполнителя в ходе выполнения проекта;
2) характер взаимодействия участников проекта.
При оценивании результативного компонента проекта учитываются такие
критерии, как: 1) качество формы предъявления и оформления проекта;
2) презентация проекта;
3) содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов;
4) грамотность изложения хода исследования и его результатов;
5) новизна представляемого проекта.
Создание текста
Создание текста оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание
и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора
стилистических средств), вторая - за соблюдение орфографических и
пунктуационных норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку.
Оценка за содержание и речевое оформление:
Оценка"5" – логически последовательно раскрыта тема.
Оценка"4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей,
имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.
Оценка"3" – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные
нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3
предложений, беден словарь.
Оценка"2" – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных
эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность
изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями,
крайне однообразен словарь.
Оценка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
Оценка"5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1
исправление.
Оценка"4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1
исправление.
Оценка"3" – имеются 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
Оценка"2" – имеются более 6 орфографических ошибок.
Тематическое планирование
№
п/п
1

2
3
4

Название
разделов и тем
Русский язык:
прошлое и
настоящее
Язык в действии
Секреты речи и
текста
Резерв

Всего
часов
15

Проектные
работы
1

Практические
работы
0

9
7

0
1

1
1

3

0

0

Итого

34 часа

2

2

№
п/п

№ по
раздел
у

1

1.1

2

1.2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10
1.11
1.12
1.13
1.14
1.15

16
17
18
19
20

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5

Календарно-тематический план
Тема урока
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (15ч)
По одёжке встречают… Богатство языка как свидетельство высокой культуры
народа.
По одёжке встречают… Богатство языка как свидетельство высокой культуры
народа.
Ржаной хлебушка калачу дедушка. История языка.
Ржаной хлебушка калачу дедушка. История языка.
Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. История языка.
Каша – кормилица наша.
Каша – кормилица наша.
Любишь кататься, люби и саночки возить. Народный фольклор.
Делу время, потехе час. Фразеологизмы в речи. Народный фольклор.
Делу время, потехе час. Фразеологизмы в речи. Народный фольклор.
В решете воду не удержишь. Народный фольклор.
В решете воду не удержишь. Народный фольклор.
Самовар кипит, уходить не велит. Фразеологизмы в речи.
Устаревшие слова: архаизмы и историзмы.
Проверочная работа: представление результатов выполнения проектного
задания «Почему это так называется?»
Раздел 2. Язык в действии (9ч)
Помогает ли ударение различать слова? Смыслоразличительная роль ударения.
Для чего нужны синонимы? Словарь. Виды словарей.
Для чего нужны антонимы? Словарь. Виды словарей.
Как появились пословицы и фразеологизмы? Фразеологизмы в речи.
Как появились пословицы и фразеологизмы? Фразеологизмы в речи.

Дата по
плану

6.09
1309
20.09
27.09
4.10
11.10
18.10
25.10
8.11
15.11
22.11
29.11
6.12
13.12
20.12

27.12
10.01
17.01
24.01
31.01

Дата по
факту

21
22

2.6
2.7

23
24

2.8
2.9

25

3.1

26
27

3.2
3.3

28

3.4

29
30
31

3.5
3.6
3.7

32
33
34

4.1
4.2
4.3

Как появились пословицы и фразеологизмы? Фразеологизмы в речи.
Как можно объяснить значение слова? Словарь. Виды словарей. Определение
лексического значения слова по словарю. Определение лексического значения
слова по контексту.
Как научиться читать стихи и сказки?
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в
которых есть слова с необычным произношением и ударением».
Раздел 3. Секреты речи и текста (7ч)
Участвуем в диалогах.Приемы общения. Особенности русского речевого
этикета.
Составляем развёрнутое толкование значения слова.
Учимся связывать предложения в тексте. Практическое овладение средствами
связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Учимся связывать предложения в тексте.Практическое овладение средствами
связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования.
Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования.
Представление результатов выполнения проектных заданий.Устный ответ как
жанр монологической устной учебно-научной речи. Проверочная работа.
Резерв учебного времени (3ч)
Особенности текста-описания.
Особенности текста-рассуждения.
Особенности текста-рассуждения.

07.02
14.02

21.02
28.02

06.03
13.03
20.03
03.04
10.04
17.04
24.04

08.05
15.05
22.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».