Рабочая прогамма по внеурочной деятельности Веселые нотки 2 кл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа кружка «Веселые нотки» построена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Россиии, примерными программами
внеурочной деятельности ( Начальное и основное образование. – М.: «Просвещение», 2010.),планируемыми результатами начального
общего образования, и представляет собой вариант программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития
личности учащихся, имеет воспитательную направленность и в соответствии с авторской программой по музыке Е. Д. Критской, Г. П.
Сергеевой, Т. С. Шмагиной «Музыка. Начальная школа» и основными положениями художественно – педагогическими концепциями Д. Б.
Кабалевского.
Ведущей идеей программы является обеспечение развития творческого потенциала учащихся, развития художественного вкуса,
устойчивого интереса к музыке и музыкальной деятельности. Программа базируется на художественно – образном, нравственно –
эстетическом
постижении младшими школьниками произведений русских и зарубежных композиторов через исполнительскую
деятельность, музыкально – пластические движения, музыкальную импровизацию.
Активное восприятие музыки способствует формированию основ музыкальной культуры, освоением музыкальных произведений, знаний о
музыке, а также помогает овладевать практическими навыками в слушании и пении, в игре на элементарных музыкальных инструментах.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере музыки обусловлена необходимостью
разнообразить досуг младших школьников, сделать его интересным и познавательным. Также занятия музыкой носят психолого –
терапевтический эффект, поэтому они играют большую роль в здоровьесбережении учащихся.
Основополагающими принципами построения программы по организации внеурочной деятельности младших школьников
являются:
• общедоступность,
• систематичность и целенаправленность,
• взаимодействие педагога и учащихся,
• увлеченность,
• здоровый эмоциональный климат во время занятий.
Рабочая программа адресована учащимся 2 класса и рассчитана на 1 год обучения в начальной школе. Программа учитывает возрастные и
психологические особенности младших школьников, учитывает их интересы и потреьности, способствует формированию универсальных
учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциям.
Цель программы: Развитие творческих способностей младших школьников на основе включения их в активную музыкальнопознавательную деятельность.
Задачи:
В области формирования личностной культуры:
• формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
• воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов
мира;

В области формирования социальной культуры:
• развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогом, сверстниками и родителями;
• формировать толерантность и основы культуры общения.
В области формирования семейной культуры:
• формировать представления о семейных ценностях, уважительного отношения к родителям.
В области формирования универсальных познавательных учебных действий:
• развитие образного и ассоциативного мышления, воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих
способностей в различных видах музыкальной деятельности;
• осуществлять поиск необходимой информации.
В области формирования предметных учебных действий:
• освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
• овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных
музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Данная программа ориентирована на теоретические и практические требования к построению музыкально-хорового курса для детей
начальной школы для 2 класса.
Возрастные особенности маленьких детей требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически
разнообразно построены, насыщены примерами и конкретными фактами.
Количество часов на год по программе – 17ч

Содержание изучаемого курса
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связи с жизнью.
В процессе исполнения и слухового восприятия музыки у первоклассников формируется опыт творческой деятельности и
эмоционально – ценностного отношения к жизни, осваиваются основные сферы музыкального искусства и виды музыкальной деятельности
(исполнение, сочинение, слушание). Изучение особенностей построения (форм) музыкальных произведений,
основных средств
музыкальной выразительности, элементарной нотной грамоты через релятивную систему сольмизации позволяет учащимся понять законы
музыкального творчества.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского – это художественная
ценность музыкальных произведений, их воспитательная ценность, педагогическая целесообразность и ориентированность на данный
детский возраст.

Освоение музыкального материала, включенного в программу, будет способствовать формированию музыкальной культуры,
воспитанию музыкального вкуса первоклассников, развитию их творческого потенциала.
Виды музыкальной деятельности на занятиях направлены на реализацию принципов развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В.
Давыдов). Они включают в себя: хоровое и ансамблевое пение, музыкально–ритмические движения, инструментальное музицирование,
инсценирование песен и музыкальных пьес программного характера, освоение элементарной нотной грамоты, постановку детской оперы –
как результат занятий. Размышления детей о музыке, различные виды импровизаций на занятиях, рисунки и эскизы костюмов дают
первоклассникам большие возможности для развития ассоциативного мышления и творчества. Работа над постановкой музыкальной сказки
требует подключения к творческой деятельности родителей обучающихся. Участвуя в создании декораций, костюмов к спектаклю, оказывая
помощь детям в освоении либретто, родители и дети тесно взаимодействуют друг с другом, укрепляют семейные связи и связь со школой.

Требования к планируемым результатам изучения программы:
В ходе реализации программы «Веселые нотки» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные УУД
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
-развитие личностного творческого потенциала ребёнка;
-привить ощущение собственной значимости в обществе, проявление творческой инициативы, осознание своих возможностей и развитие
целеустремлённости;
-заложить в ребёнке фундаментальные основы духовно-нравственного развития личности в перспективе его жизненного самоопределения;
-приобщить ребёнка к культурным традициям вокального музыкального искусства;
-сориентировать одарённых детей на выбор профессии в области искусства;
-привить детям любовь к вокально-исполнительской культуре через эстрадное и народное пение;
-заложить фундаментальные основы духовно-нравственного развития личности в перспективе его жизненного самоопределения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД

-постепенное накопление опыта творческого осмысления искусства эстрадного и народного пения;
-приобщение ребят к участию в разработке и реализации коллективных музыкально - творческих проектов.
Познавательные УУД
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
-активизация творческого мышления, воображения, рефлексии;
-формирование целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе;
-познание языка музыки, многообразия ее форм и жанров;
-осознание роли музыкального искусства в жизни человека.
Коммуникативные УУД
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
-умение слушать, уважение к мнению других;
-способность встать на позицию другого человека;
-готовность вести диалог;
-участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства;
-продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням
Первый уровень результатов
приобретение школьником социальных знаний об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в
обществе, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов
получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа,
мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом.
Третий уровень
получение учащимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально
приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с
представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:
1. Жанры народных песен: хороводные, лирические, календарные;
2. Состав оркестра народных инструментов;
3. Внешний вид и звучание тембров домры, гуслей, балалайки, баяна, дудочки и трещотки;
4. Музыкальные термины и названия: лад (мажорный, минорный), нотный стан, ноты, длительности;
Уметь:
1. Узнавать усвоенные музыкальные произведения и их названия;
2. Сравнивать характер, темп, регистр двух музыкальных произведений;
3. Выразительно исполнять песни;
4. Распевать один слог на несколько звуков;
5. Петь мелодии со звуковедением nonlegato, staccato;
6. Менять характер движения с изменением музыки, делать остановку в конце фраз;
7. Вспомнить и спеть выученную песню;
Основное содержание программы
2 класс
Тема 1.Музыка и мы. (1ч)
Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата, изучение песен, скороговорок.
Прослушивание музыкальных произведений различных жанров.
Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека.
Сопоставление музыкальных произведений и картин художников.
Тема 2. Прекрасен мир – пойми язык живой природы. (1ч)
Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата, изучение песен, скороговорок.
Прослушивание музыкальных произведений осенней тематики.
Беседа о красоте осенней природы.
Поэт – художник – композитор.
Термины: темп, регистр.
Тема 3. Дела человека – творчество народа. (1 ч)

Жанры народных песен: хороводные, лирические, календарные.
Народная песня и композитор.
Изучение попевок, потешек, прибауток, закличек.
Народные музыкальные игры.
Тема 4. Верный друг. (1 ч)
Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата, изучение песен, скороговорок.
Прослушивание и пение песен о дружбе.
Анализ музыкальных произведений.
Музыкальные игры.
Тема 5. Язык живой природы. (2ч)
Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата, изучение песен, скороговорок.
Прослушивание музыкальных произведений зимней тематики.
Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека.
Сопоставление музыкальных произведений и картин художников.
Беседа о красоте этого времени года, о народных традициях, забавах.
Изучение потешек, прибауток, колядок.
Поэт – художник – композитор.
Тема 6. Весело - грустно. (2 ч)
Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата, изучение песен, скороговорок.
Музыка в мажоре звучит весело, жизнерадостно, в миноре – грустно и печально.
Анализ музыкальных произведений.
Термины: мажор, минор.
Тема 7. Планета музыкальных инструментов. (1 ч)
Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата, изучение песен, скороговорок.
Внешний вид и звучание тембров музыкальных инструментов.
Оркестр русских народных инструментов.
Игра на музыкальных инструментах.

Тема 8. Весенняя сказка. (2 ч)
Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата, изучение песен, скороговорок.
Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки.
Весеннее настроение в музыке и произведениях живописи.
Весенний праздник посвящён самому дорогому человеку - маме.
Тема 9. Ноты долгие и короткие. (2 ч)
Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата, изучение песен, скороговорок.
Длительности нот.
Анализ музыкальных произведений.
Музыкальные игры.
Тема 10. Дорога добра. (2ч)
Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата, изучение песен, скороговорок.
Прослушивание и изучение песен о доброте и преданности.
Музыка советских мультфильмов.
Музыкальные игры.
Тема 11. Звонкое лето. (2 ч)
Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата, изучение песен, скороговорок.
Прослушивание музыкальных произведений различных жанров.
Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека.
Сопоставление музыкальных произведений и картин художников.
Музыкальны игры.

Календарно – тематическое планирование
2 класс
№
1

Тема занятия
Музыка и мы.

Дата
4.09

Элементы содержания

Организация учебной
деятельности учащихся

Результаты учебной
деятельности

Слушание музыки: «Песня Сольвейг»

Упражнения на укрепление
дыхания и голосового аппарата.
Вокальные импровизации,
хоровое пение.

Личностные: мотивация к
учебной деятельности;
коммуникативные:
осуществлять сотрудничество.

Музыкально-ритмические
движения, музыкальные игры,
упражнения на укрепление
дыхания и голосового аппарата.
Хоровое пение.

Личностные: мотивация к
учебной деятельности;
коммуникативные:
осуществлять сотрудничество;
познавательные: размышлять
над образами музыкального
произведения.

Хоровое пение, анализ музыки,
игра на музыкальных
инструментах.
Народные музыкальные игры.

Личностные:уважительное
отношение к творчеству;
коммуникативные: учитывать
разные мнения;

Упражнения на укрепление
дыхания и голосового аппарата.
Хоровое пение. Анализ

Личностные: мотивация к
учебной деятельности;
коммуникативные: учиться
согласованно работать в
группе;
познавательные: проводить
анализ и сравнение.

из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт», В.
Моцарт «Маленькая ночная
серенада», «Волшебные
колокольчики» из оперы «Волшебная
флейта».

2

Прекрасен мир –
пойми язык живой
природы.

18.09

3

Дела человека –
творчество
народа.

2.10

Пение: В. Шаинский, ст. Пляцковского
«Мир похож на цветной луг», А. Соснин,
ст. Синявского «До чего же грустно», А
Наумова «Что такое музыка?».
Слушание музыки: П. Чайковский
«Песнь косаря», «Осенняя песнь»; А.
Вивальди «Времена года», С. Прокофьев
«Радуга и дождь».А. Гедике «Гроза».
Пение: В. Николаев, ст. И. Сусидко
«Песенка об осеннем солнышке», Т.
Попатенко, Е. Авдиенко «Листопад»,
А. Плещеева «Осень».
Картины осенней природы.
Слушание и пение русских народных
песен (р.н.п. «Серпы золотые»,
«Осень»).
Изучение потешек, попевок, закличек

прибауток.
4

Верный друг.

16.10

Э. Денисов - музыка к сказкам
«Маленький принц», «Малыш и
Карлсон».
Пение: В. Шаинский «Вместе весело
шагать», М. Раухвергер, сл. В.
Мартыновой «Школьные частушки».

музыкальных произведений.
Музыкальные игры.

5

Язык живой
природы.

20.11

6

Весело – грустно.

4.12
18.12

7

Планета –
музыкальные
инструменты.

22.01
5.02

8

Весенняя сказка.

18.02
4.03

9

Ноты долгие и
короткие.

18.03
8.04

10

Дорога добра.

22.04
6.05

Слушание музыки: Чайковский
«Времена года», «Вальс снежинок» П.
Чайковского из балета «Щелкунчик».
Пение: В. Шаинский, сл. М. Танича
«Зимняя сказка», Е. Крутицкая «Зима»,
р.н.п. «Уж ты зимушка-сударушка»,
потешки, прибаутки, колядки.
Слушание музыки: Р. Шуман «Весёлый
крестьянин, возвращающийся с работы».
В. Шаинский «Антошка», белорусская
народная песня «Перепелочка».

Упражнения на укрепление
дыхания и голосового аппарата.
Хоровое пение. Музыкальноритмические движения.

Личностные: учебно –
познавательный интерес к
учебной деятельности;
познавательные: размышлять
над образами музыкального
произведения.

Игра на музыкальных
инструментах.
Выразительное исполнение
песен. Термины: мажор, минор.

Слушание музыки: фрагменты
произведений в исполнении разных
инструментов.
Пение: Е. Тиличеева «Догадайся, кто
поёт»; Г. Левкодимова «Весёлые
инструменты» (импровизация, игра на
детских музыкальных инструментах).
Слушание музыки: П. Чайковский
«Времена года», С. Рахманинов
«Весенние воды».
Пение:П. Чайковский, сл. А. Майкова
«Весна». Песни о бабушке и маме.
Прослушивание произведений: М.
Мусоргского «Лимож. Рынок (Большая
новость)», «Катакомбы (Римские
гробницы)».
Пение: Ю. Литовко «Веселые лягушки»,
С. Полонский, сл. Н. Виноградовой
«Весенняя песенка».
Слушание и пение песен: В. Шаинский
«Антошка», А. Лепин, сл. Г. Рублевой
«Песенка крокодила Гены», А. Рыбников
ст. Ю. Энтина «Буратино», А. Рыбников,
ст. Ю. Кима «Песня красной шапочки»,
В. Шаинский «Песенка мамонтенка».

Игра на музыкальных
инструментов. Хоровое пение.

Личностные: отрабатывание
навыков самостоятельной и
групповой работы.;
познавательные: умение
использовать знаково –
символические средства.
Личностные: мотивация к
учебной деятельности;
коммуникативные:
осуществлять сотрудничество;
познавательные: размышлять
над образами музыкального
произведения.
Личностные: уважительное
отношение к творчеству;
коммуникативные: учиться
согласованно работать в
группе.
Личностные: отрабатывание
навыков самостоятельной и
групповой работы.;
коммуникативные:
осуществлять сотрудничество;
познавательные: проводить
анализ и сравнение.
Личностные: знание
моральных норм;
коммуникативные: учитывать
позицию других людей;
познавательные:
воспринимать и
анализировать информацию.

Хоровое пение. Упражнения на
укрепление дыхания и
голосового аппарата.
Слушание и анализ музыки,
изучение понятий «темп»,
«динамика». Сопоставление
поэзии и музыки. Подготовка к
8 марта. Упражнения на
укрепление дыхания и
голосового аппарата.
Упражнения на укрепление
дыхания и голосового аппарата.
Хоровое пение.
Музыкальные игры.

11

Звонкое лето.

20.05

итого

17

Слушание музыки: П. Чайковский Вальс
из «Детского альбома», Д. Кабалевский
«Клоуны».
Пение: А. Наумова «Лето пришло»,
«День веселья».
Картины художников.

Упражнения на укрепление
дыхания и голосового аппарата.
Хоровое пение.
Музыкальные игры.
Анализ музыкальных
произведений.

Личностные: отрабатывание
навыков самостоятельной и
групповой работы.;
коммуникативные:
осуществлять сотрудничество;
познавательные: проводить
анализ и сравнение.

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Наименование средств материально – технического обеспечения
Библиотечный фонд
Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»
Программа внеурочной деятельности художественно – эстетической направленности музыкальный кружок
«Звонкие голоса»
Хрестоматии с нотным материалом
Сборники песен и хоров
Книги о музыке и музыкантах, журналы по искусству
Справочные пособия, энциклопедии
Печатные пособия
Дидактический раздаточный материал: карточки признаками характера звучания; с обозначением выразительных
возможностей музыки;
Дидактический раздаточный материал: ритмические партитуры, варианты стихов для импровизаций, тексты
песен
Учебно – практическое оборудование
фортепиано
Клавишный синтезатор
Комплект детских музыкальных инструментов: бубен. Барабан, треугольники, маракасы, металлофоны,
деревянные ложки, трещотки.
Расходные материалы: нотная бумага, цветные фломастеры, цветные мелки.
Звуковоспроизводящая аппаратура: микрофоны, усилители звука, динамики.
Проектор, компьютер
Экранно – звуковые пособия
Видеофильмы с записью музыкальных фрагментов
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
Изображение музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Н. Ветлугина Музыкальный букварь. Москва, «Музыка» 2006г.
2. О. П. Булаева Учусь импровизировать и сочинять. Санкт – Петербург, Композитор 2009г.
3. И. Лаптев Оркестр в классе Москва. «Музыка» 2004г.
4. Ж. Металлиди, А. Перцовская Мы играем, сочиняем и поем. Ленинград, «Советский композитор» 2002г.
5. Л. П. Дуганова, Л. В. Алдакова Поет хоровая студия «Веснянка». Москва, «Владос» 2002г.
6. С. Д. Дудниченко Самые известные дыхательные методики по Стрельниковой, Фролову, Ниши. Москва,
«Эксмо», 2007г.
7. Ю. А. Антонова Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины/Ю. А. Антонова, М. А. Давыдова. – М.:
ИД РИПОЛ классик 2008г
8. Назаренко И.К. Искусство пения. -М., 2010.
9. Садовников И. Орфоэпия в пении. -М., 2010.
10. Стулова Г.П. Развитие детского голоса. - М., 2006
11. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. - М., 2010.
12. О. А. Филистович Игровая методика как путь развития мотивационной сферы младших школьников средствами
музыки. Минск, РИВШ 2009г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».